X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Не Герой Советского Союза

Продолжение. Начало в NN 4 и 7.

Поиск продолжается

В прошлый раз мы остановились на сообщении, которое сумели разыскать, пролистав историю капитана Терешкина на два с половиной года вперед. И прочли, что «с октября 1942 года Терешкин принимает участие в боевых действиях 264-го стрелкового полка 241-й стрелковой дивизии».

Ура! Наш мальчик нашелся.

Ура? Eсть еще Журнал боевых действий 241-й стрелковой дивизии. Как раз за октябрь 1942 года — иди и смотри. Идем и смотрим.

1 октября — «подразделения дивизии совершенствуют оборону.» 2-3 октября — «.редкий ружейно-пулеметный огонь.» Страницы Журнала скрупулезно фиксируют, сколько немецких самолетов пролетело на восток, а сколько советских — на запад. Сколько снарядов выпустили немецкие батареи по нашим позициям. Отдельной строкой работа наших снайперов («.рядовой Заходов убил две лошади.»).

10 октября — «.части производили оборонительные работы. Противник активности не проявлял.»

А где же минометчики? А вот где.

14 октября — «.немцы вели земляные работы на высоте 230.1, минометным огнем рассеяны.»

22 октября — «.минометным огнем рассеяна группа противника.»

И так день за днем. Фронт в районе озера Селигер стоит. Войска готовят землянки к предстоящей зиме. Журнал 1942 года день за днем педантично перечисляет части, входящие в состав 241-й дивизии: 303 сп, 318 сп, 332 сп. И появляется беспокоящая мысль: а где же в отчетах 264-й стрелковый полк, в боевых действиях которого «проявлял участие» Терешкин?

Запись в блокноте

Нормальная стрелковая дивизия военного времени состоит из трех полков. Стало быть, для 264-го сп нет места? Где-то вкралась ошибка? В наградном листе? Но офицер 264-го стрелкового полка Терешкин представлялся к награде трижды и под каждым представлением — личная подпись комполка. В 1943 г. — майор Садовой, в 1944 г. — подполковник Богач и в 1945 г. — гв. майор Коваленко. Надо искать историю 264-го полка…

История нашлась. Подробная, с перечислением, кажется, всех деревень и местечек, которые брал с боем и за которые проливал кровь этот полк. В самой первой строке читаю: «264 стрелковый полк — до середины 1943 года он именовался как 303 стрелковый полк.» Журнал боевых действий рассказывает о событиях 1942 года, а наградные листы 1943-45 годов — о том, что случилось позже. Все сошлось.

История полка, которая уже вклеена в мой блокнот, позволит хотя бы схематично проследить путь, который прошел наш герой от озера Селигер на запад.

От Рамушево до Курска

Но сначала — «жесткая позиционная война», неудачные попытки ликвидировать «Рамушевский коридор», через который подпитывались окруженные в районе Демянска дивизии 16-й армии вермахта. 4 апреля 1943 года немцы вынуждены оставить Демянский выступ. 241-я стрелковая выведена в резерв Ставки — переформирование, пополнение вооружением и людьми, обучение. Возможно, где-то здесь и «спрятались» от нас те самые курсы по подготовке младшего и среднего командного состава согласно приказу наркома обороны N 85 от 12.10.1941 г.?

В приказе, в частности, требовалось: «.создать при штабах армий курсы младших лейтенантов для подготовки командиров взводов. Укомплектование произвести сержантами и лучшими ефрейторами, проявившими себя в боях. Срок обучения — 2 месяца».

В самый раз — в июне дивизия переформирование закончила. В самый раз — чтобы поспеть к началу Курской битвы. 241-я дивизия в составе 27-й армии Воронежского фронта прикрывала южный фас Курского выступа. После разгрома немцев под Курском фронт и входящие в него армии приступили к очистке от гитлеровских войск Левобережной Украины.

Какие простые слова — приступить, очистка. Все кажется: война — игрушки, тем, кто родился без войны. Так я себе позволил поправить очень старое стихотворение Александра Городницкого («В канадской старой цитадели.).

Три одинаковых сюжета

Бывают. Особенно, если ты не первое десятилетие пишешь практически об одном и том же. Снова и снова убеждаешься в том, что есть темы, у которых ни краев-берегов обнаружить невозможно, ни дна не достичь.

Великая Отечественная — как раз такая тема. А освобождение Левобережной Украины — такая часть этой темы, где ты вдруг обнаруживаешь, что рядом с новыми персонажами идут в бой и даже умирают герои твоих прежних очерков, а порой и совсем близкие тебе люди. Вопреки старинному утверждению, что невозможно дважды войти в одну и ту же реку, ты опять возвращаешься и входишь в знакомый уже временной поток не только во второй, но и в третий раз. Левобережная Украина 1943 года для меня — как раз такое время и такое пространство, где расположились Врата Времени.

В третий раз мысленно и в бегущих по бумаге чернильных строчках возвращаюсь сюда, под город Сумы, на берега реки с коротким, как нечаянный выстрел, названием — Псёл. В третий раз приводит меня сюда моя жизнь, моя работа и моя память.

Сначала был 2006 год. Я обнаружил в архиве документы Николая Захарчука. Призванный в 1941 году Ялуторовским военкоматом, в 1943-м — уже старший лейтенант 615-го стрелкового полка 167-й стрелковой дивизии, которая входила в это время в 27 армию, воевал под Сумами. Через пару месяцев за форсирование Днепра посмертно награжден звездой Героя. Хотя остался жив, прошел плен, немецкую разведшколу и уже после войны суд военного трибунала, и лагерь в Архангельской области, и освобождение и возвращение боевых наград, и похороны с почетным караулом там, где он форсировал Днепр.

Сейчас я пишу не о Захарчуке. Мне приходится сжато излагать эту историю. Более способному автору ее хватило бы на приключенческий роман. Но и мой пространный очерк «Последний связной» вошел в книгу «Неизвестные известные герои», которую вместе с Александром Петрушиным мы издали в 2015 году.

Второй эпизод. В 2011 году вместе с моей женой отправились в город Сумы. Потому что стало, наконец, известно, что ее отец — Серафим Васильевич Артеев, сержант 48-го стрелкового полка 38-й стрелковой дивизии 38-й армии, которой командовал генерал-лейтенант Чибисов, погиб 12 августа 1943 года при освобождении Сумской области. И что на братском кладбище в центре села Верхняя Сыроватка Сумского района есть памятная плита с его именем и фамилией.

То была наступательная операция под кодовым названием «Полководец Румянцев».

Из оперативной сводки N 224 Генерального штаба Красной армии на 8.00 12.8.43 г.

Воронежский фронт. ..38-я армия во второй половине дня 11.8. полностью овладела нп Железняк (15 км юго-вост. г. Сумы) и вела бой в нп Верх. Сыроватка.

Из оперативной сводки N 225 Генерального штаба Красной армии на 8.00 13.8.43 г.

Воронежский фронт. .38-я армия левофланговыми частями с утра 12.8 продолжала наступление на прежнем направлении, но, встретив сильное огневое сопротивление противника, продвижения не имела.

Из оперативной сводки N 226 Генерального штаба Красной армии на 8.00 14.8.43 г.

Воронежский фронт. ..38-я армия частями левого фланга вела наступательные бои на сумском направлении, но, встретив сильное сопротивление противника, продвижения не имела. В течение дня 13.8 части отразили четыре контратаки противника силою до батальона пехоты при поддержке 10-40 танков из района Верх. Сыроватка. Уничтожено 12 танков противника.

Мне удалось найти в Сети очерк «Освобождение Сум: как это было». Написал его в 2012 году Сергей Задесенец, инструктор сумского поискового отряда «Гвардеец». В течение ряда лет этот отряд искал в окрестностях Сум останки погибших в войну советских солдат и хоронил их в братских могилах.

Как Красная армия освобождала Сумы в августе 1943-го? Вот небольшой фрагмент из очерка Сергей Задесенца:

«.3 августа, после провала немецкого наступления на южном фасе Курской дуги, Воронежский фронт перешел в наступление. Немецкая оборона на сумском направлении опиралась на мощные линии укреплений. Передовая была насыщена дотами, противопехотными и противотанковыми минными полями. Местность была тщательно пристреляна. Первый наступательный бой состоялся 5 августа. Главный удар наносила 1б7-я сд (в 615-м полку этой дивизии воевал старший лейтенант Захарчук — Р.Г.), которая выполнила свою задачу. А 38-я не сумела подавить огневые точки противника и его артбатареи. Поднявшаяся в атаку пехота была буквально сметена шквальным огнем. Последующие атаки привели к чудовищным потерям: за два дня боев полки потеряли 431 человека убитым и 1516 ранеными».

Поисковый отряд «Гвардеец», как бы продолжает вести для нас свой репортаж Сергей Задесенец, до сих пор «поднимает» незахороненные останки солдат, исковерканные осколками мин и снарядов. А село Верхняя Сыроватка, куда мы приедем только в августе 2011 года, еще через почти семь десятков лет, пришлось штурмовать почти пятеро суток. В двух километрах от этого села в очередной атаке был убит сержант Артеев.

А Сумы немцами сданы практически без боя — опасаясь окружения, враг к половине восьмого утра покинул город. Не зная этого, несколько эскадрилий бомбардировщиков Пе-2 из 202-й авиадивизии уже поднялись в воздух для исполнения приказа — «бомбить скопление живой силы и техники противника в центре города». Хорошо, что новый приказ догнал самолеты. Была названа другая цель. Бомбы обрушились на противника западнее Сум. Город не был разрушен.

Запись в блокноте

Иногда просто руки опускаются. Нет, не тогда, когда натыкаешься на стену — ее можно и прошибить. Как это в свое время удалось мне, после 15 лет настойчивых писем, познакомиться с делом отца, хранящимся в центральном архиве ФСБ. Иногда стену можно обойти и даже разобрать.

Хуже если натыкаешься на пустоту, вырытую некогда действиями бессмысленного или просто неряшливого исполнителя. Eсли дела фронтовиков, десятки лет лежавшие в архиве, уничтожаются согласно нелепому параграфу инструкции. Сжигаются по акту. А из этого акта уже ничего нельзя узнать: где жили родные не вернувшегося с фронта бойца или командира? Как их звали? Только холодная равнодушная запись: дело уничтожено «за истечением срока давности». Не понимаю. Никак не могу понять.

Продолжение следует.

***
фото: Братская могила советских солдат недалеко от города Сумы;Здесь лежит сержант Артеев.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта