Ох, что-то засиделись мы, братцы…
Первый городской чемпионат по фланкировке состоялся в центре русской культуры на Лесобазе.
24 января для казаков — день особенный. Эта дата навсегда останется в истории казачества. В 1919 году в этот день вышла секретная директива Оргбюро ЦК РКП(б), в которой говорилось о «беспощадном массовом терроре по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью». Документ требовал конфисковывать хлеб, проводить полное разоружение и расстреливать каждого, у кого обнаружат хоть какое-то оружие.
Репрессии против казачества унесли в 20-х годах более трех миллионов жизней. Но уничтожить традиции, которые передавались из поколения в поколение, геноцид не может. Сейчас культура казачества переживает небывалый подъем, к ее корням обращаются все больше молодых людей.
Одним из важнейших элементов казачьей культуры является искусство обращения с шашкой. Обычная техника владения этим холодным оружием состояла из пары простых, но весьма действенных приемов. В строевом уставе кавалерии новобранцев обучали всего трем типам ударов. В сочетании с внезапностью атаки этого было вполне достаточно. В бою не до финтов, хотя искусство отражать атаки противника со всех сторон пригодится. Но чтобы быть эффективным в боевых условиях, необходимо тренироваться в мирное время.
Искусству обращения с шашкой казака обучают с детства. В юном возрасте это похоже, скорее, на особый вид гимнастики, развивающей координацию движений, ловкость и умение владеть собой. Такой виртуозный навык обращения с холодным оружием часто называют фланкировкой. Eго практикуют многие школы рукопашного боя. В Тюмени фланкировку с шашкой изучают в школе «Кречет. Казарла». Создана и городская федерация рубки шашкой, которую возглавляет Андрей Ростовщиков.
Eсть несколько классических приемов фланкировки, которые должен освоить настоящий казак: восьмерки, девятки или «черт с прокрутом», причем как в одноручном, так и в двуручном варианте. Eсть и более сложные элементы — вихри, смерчи, которые исполняются в сочетании с прыжками, выпадами, махами и даже кувырками. Все эти приемы и пытались продемонстрировать участники чемпионата в центре русской культуры.
У малышей шести-восьми лет программа облегченная, а сама шашка чуть меньше обычной. Но они старались. Папаха от усердия съезжала на глаза, закрывая обзор. Мальчишки не сдавались и продолжали крутить финты.
Семилетний Артем Судоков, выполняя упражнения, и подпрыгивал, и притопывал под казачий свист. Чтобы набрать побольше баллов, крутил восьмерки за спиной вначале одной, а потом и двумя шашками.
— У меня в семье нет казаков, некому было учить, я сам научился. И у меня уже многое получается, — рассказывает мальчик.
Eго ровесник Юрий Решетников уже два года занимается рукопашным боем, поэтому опыта во фланкировке у него чуть больше. И на сцене он чувствовал себя уверенней.
— У меня и прадедушка, и дедушка были казаками, и мне очень хочется быть на них похожим, — сказал Юрий. — Мне в наследство от прадедушки досталась старая винтовка, она не стреляет, но если берешь ее в руки, чувствуешь, какая в ней сила. С ней в бой ходил мой прадедушка.
Чем старше были мальчишки, выходящие на сцену, тем эффектнее они показывали финты. Кирилл Русалев, например, продемонстрировал, что шашку можно и подкидывать, и перекладывать из руки в руку. Максим Бережной, единственный из всех участников, рискнул выполнить переворот через спину, такие обычно показывают во время выступлений солисты армейских ансамблей песни и пляски. А 12-летний Богдан Севрюгин, выйдя к публике, задал такой темп выступления, что завел всех зрителей в зале. В такт его движениям они и свистели, и хлопали. Кто-то даже крикнул по-казачьи: «Любо!».
Амплитуда движений у старших юношей была еще выше. Николай Балинуров, например, вообще не стоял на месте, а постоянно перемещался по сцене, перехватывая шашку то одной, то другой рукой.
— Фланкировкой я занимаюсь три года, — потом рассказал он. — Мне больше нравятся боевые приемы: рубка капусты, рубка лозы, нравится работать с настоящим заточенным оружием, но и сценические элементы тоже интересны. Одно дополняет другое. Для меня фланкировка — не просто учебный прием, а часть культуры. Все мои предки по маминой линии — казаки, в Тюмень они приехали из Казахстана. Получается, что уже половину своей жизни я обучаюсь казачьей культуре. Главное, что мне в ней нравится: она приучает к дисциплине, ответственности и аккуратности. Хотелось бы после школы пойти на военную службу, попасть в пограничные войска, продолжить традицию дедов и прадедов, которые служили на охране границы.
Перед участниками чемпионата выступила Альбина Селезнева, директор центра русской культуры, депутат городской Думы. Она напомнила, что сама история Лесобазы начиналась с казачества. В этих местах в XVI веке восемь месяцев стояла дружина Eрмака, это подтверждено архивными документами. Поэтому название улицы Казачьи луга появилось не случайно. Так называлась эта территория до 1700 года. И чтобы традиции казачества развивались и дальше, Альбина Михайловна мечтает о строительстве Дома культуры в микрорайоне «Тура».
***
фото: Белая папаха — награда победителю Артему Судакову ;Максим Бережной ;Юрий Решетник.