X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Закаленный горными вершинами

Родители Ивана Шмонина, главы областного Союза экстремальных видов спорта, — альпинисты. Когда Ваня был маленьким, они брали его в горы.

Он помнит, как его шестилетнего родители возили на классический скальный массив Семь Братьев, что в Уральских горах недалеко от Eкатеринбурга. После этой поездки Иван записался в секцию скалолазания, а горы стал считать своей любовью.

Сегодня, к своим 29 годам, Иван успел побывать в Алтайских, Кавказских, Уральских горах, а еще — австрийских Альпах и казахстанском Окжетпесе.

— Алтай — родина моей мамы, каждый год там бываю, — говорит Иван, и его взгляд становится мечтательным, словно устремляется за пределы рабочего кабинета в легкоатлетическом манеже, где мы беседуем. — Я поднимался на гору Белуху, это самая высокая точка Алтайской горной системы. Очень красивое место, обладающее мощной энергетикой. Eсли не поднимаюсь на вершину, то останавливаюсь в каком-нибудь домике на берегу Катуни и живу в нем несколько дней. Либо встречаю там Новый год, либо отмечаю день рождения (18 октября — К.Л.). В это время как раз мало туристов, никакой суеты. Кстати, вообще не чувствуешь новогоднего ажиотажа в таких условиях. В городе об этом трындят на каждом углу, в горах же не ловит связь, нет людей… Здесь Новый год наступит тогда, когда сам об этом вспомнишь.

Урал — самый оптимальный вариант не для альпинизма, а для скалолазания. У Уральских гор, по словам Ивана, есть одно огромное преимущество: они рядом, можно съездить на выходные, развеяться. Но кататься на лыжах он предпочел бы в других горах.

С воодушевлением рассказывает Иван и о горе Окжетпес, расположенной на берегу озера Боровое в Северном Казахстане. Он ласково называет ее «Слоник». По очертаниям гора похожа на это животное. Поездка на Окжетпес стала для Ивана и его друзей доброй ежегодной традицией. Там живописно и уединенно.

Ну и, конечно, особое место в жизни Ивана Шмонина занимает Кавказ, а особенно высшая точка Eвропы — Эльбрус (5642 метра).

— Побывать на Эльбрусе почетно для любого альпиниста, — считает Иван. — Именно побывать, а не покорить. Гору нельзя покорить, каждая из них — сама по себе, живая. Так вот, у меня была попытка восхождения на Эльбрус. С технической точки зрения это несложно. Идешь вверх по тропе и все. Нужны отменное здоровье и серьезная физическая подготовка, потому что там перепад высот, нехватка кислорода, действующий вулкан, который может извергать свои пары. Бывает, что даже подготовленные спортсмены не доходят до конца. Вот и меня прихватила горная болезнь. Когда до вершины оставалось метров 100-200, подступила тошнота. В этот момент на тропе я оказался один, потому что часть нашей группы спустилась вниз, часть поднялась выше. Делал три шага — падал, снова поднимался, снова падал. Присел отдохнуть и. потерял сознание. Очнулся от того, что меня привел в чувство какой-то иностранец, который спускался с вершины. Остаться надолго одному на Эльбрусе не получится, даже если захочешь. На этой тропе всегда много людей. В итоге я добрался до лагеря, два дня в себя приходил. Даже не знаю, с чем сравнить эти ощущения: такие же, как похмелье, только в десятикратном размере. Хочу снова поехать туда, завершить начатое.

А еще Иван говорит, что в горах не до кулинарных изысков. Самое вкусное на высоте — тушенка с макаронами или с гречкой, приготовленные на костре.

— Мы ходим по ресторанам, сравниваем кухни разных стран мира, — рассуждает он. — А в горах все вкуснее, хотя блюда проще некуда. Там обычный бутерброд с копченой колбасой покажется пищей богов. Да и чувство голода испытываешь чаще, чем на равнине. В горах далеко не всегда удается поесть при первом желании. Иногда бывает невозможно что-то приготовить. Например, как-то в детстве мы попали под проливной дождь, даже костер было сложно развести. Все было залито водой, все палатки, кроме моей, унесло ветром. Мы ютились вдесятером в трехместной палатке. И это закалка на всю жизнь. Eсли в горах это не стало трудностью, то какие могут быть сложности в городе?

А чего стоит единение с природой, наблюдение за животными, которых обычные люди, далекие от таких путешествий, видели только на фотографиях или в научно-популярных фильмах?

Например, Иван с друзьями бывали в заповеднике на Алтае, видели архаров (горных баранов), занесенных в Красную книгу. Решили подурачиться, обнаружив яков и начав гоняться за ними. Только потом они узнали, что яки — опасные животные, которые могут убить человека. Хорошо, что не догнали.

А в лагерь, разбитый Иваном и его друзьями в Кавказских горах, забредали туры.

— Мы спали в вагончике, — продолжает Иван, — я проснулся от страшного скрежета. Потом выяснилось, что это туры скребут рогами о металл. А еще они приходят, чтобы поживиться едой. На Алтае видел редкий высокогорный цветок эдельвейс. Чего греха таить, красивая природа в горах. Я испытал много разных крутых ощущений в жизни, но с горами ничто не сравнится.

ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

***
фото: Иван Шмонин.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта