Должно понравиться и бабушке, и внуку
После спектакля «Однажды на ферме» Марине Шидовой — режиссеру постановки и художественному руководителю семейной театральной студии «Балаганчик» — звонили незнакомые люди. Спрашивали, когда начнутся репетиции следующего спектакля и возьмут ли их в труппу?
— Я готова взять всех, кто этого хочет, — говорит Марина Шидова. — «Балаганчик» для того и был создан, чтобы почувствовать себя актерами могли даже те, кто ни разу в жизни до этого не выходил на сцену и вообще не выступал перед публикой. Никаких ограничений по возрасту, профессии и способностям… В спектакле «Однажды на ферме», например, были заняты девять семей — дети и их родители. Некоторые считали, что совершенно не умеют петь и танцевать. Но у них все получилось!
Однако у любого театра есть как своя сцена, на которой все просто «вау!», так и закулисье, из которого, пытаясь вмешаться в спектакль, то и дело кажут нос организационные заботы. Они известны: затраты на свет, профессиональную звукозапись («Однажды на ферме» — музыкальная постановка), декорации, костюмы, аренду репетиционных залов… Для самодеятельного и самостоятельного «Балаганчика» все это оказалось сложно решаемой задачей.
— И дело не столько в деньгах, хотя в них, конечно, тоже — цены космические. Сколько в людях, к которым обращаешься за профессиональной помощью. Нет никакой гарантии, что все они без исключения подойдут к работе заинтересованно и ответственно, — делится опытом Марина.
Так случилось, например, с костюмершей. Она сняла с артистов «Балаганчика» мерки, но костюмов не сшила. Режиссеру ничего не оставалось, как экстренно подключить свою маму Ирину Валентиновну, которая буквально за считанные дни до премьеры одела всех обитателей фермы.
— И я поняла: надо собирать сплоченную команду, которая с самого начала станет работать на общий результат, — говорит Марина.
Eсть идея!
Но это уже проект совершенно другого масштаба, который, как ни крути, требует серьезной поддержки. Поэтому Марина Шидова со своей единомышленницей Марией Ленартович пошла в городской департамент экономики и стратегического развития.
— А мы же творческие такие. Вот все свои идеи и вывалили взахлеб, — улыбается Марина. — Только потом сообразили, как это, должно быть, странно смотрелось со стороны.
Но начальник отдела инвестиционного развития Юлия Исаева внимательно выслушала визитеров и резюмировала: очень интересно! Только это уже не театральная студия получается, а целый центр. Как назовем? — Это, пожалуй, было единственным, над чем мы не думали, — разводит руками Марина. — По- этому сказали первое, что пришло в голову, — «Движение». И получилось в самую точку, потому что мы находимся в постоянном движении. И хотим вовлечь в этот процесс всех, кто к нам придет.
Планируется, что центр (после прохождения всех официальных процедур он называется автономной некоммерческой организацией «Центр спорта и культуры «Движение») объединит в себе разные спортивные секции и творческие кружки, которые смогут посещать и дети, и взрослые.
— Например, бабушка приведет внука на брейк-данс, а сама в это время пойдет на занятие по аргентинскому танго, — предполагает Мария Никифорова. — А может, внук походит на брейк-данс, а потом захочет записаться в кружок по рукоделию. Почему бы нет? Ведь все рядом.
Мария как раз будет вести этот кружок в центре. Рукоделием она занимается давно, и на приглашение Марины Шидовой присоединиться к творческой команде откликнулась с воодушевлением.
— Сначала ответила мне, что подумает, а уже на следующий день прислала кучу идей — что и как можно сделать, — вспоминает Марина. — Вот это я понимаю: наш человек!
Видят цель, движутся к ней
В этой творческой команде вообще все по-хорошему фанатичные. Например, педагоги танцевальной школы «Альмагро» Анастасия Сенюкова и Александр Бухвастов (они, кстати, знакомы читателям «Курьера») уже в красках представляют, чему будут учить своих подопечных.
— Хотим, наконец-то, донести до аудитории, что танго — это не просто танец, это отличная школа манер для молодых людей. Девочек танго учит быть женственными, в мальчиках воспитывает настоящих мужчин: заботливых, надежных, сильных, — считает Анастасия. — Ну, не знаю… Мои знакомые парни, наверное, не пошли бы на танго, — с сомнением говорит десятиклассник Дима Лыхин. Он в команде «Движения» — пресс-секретарь, а его одноклассник Максим Шидов — фотограф.
— Вот! Будем ломать стереотипы молодежи, — обещает танцор Бухвастов.
Он изучал тему и пришел к выводу, что подобные стереотипы мешают молодым людям развиваться в той сфере деятельности, к которой они склонны. Причем, часто сами родители вносят огромный вклад в этот разрушительный процесс. Считают, например, что мальчиков обязательно надо отдавать в спортивные секции. На футбол там или на восточные единоборства. А девочки пусть поют и танцуют. Хорошо, если ребенок проявит настойчивость и вопреки желанию родителей возьмет и пойдет в кружок, скажем, художественного свиста. Eсли же откажется от своей мечты, то так и будет прозябать на скамейке запасных хоккеистов.
— Кстати, Марин, почему бы и нам не открыть кружок художественного свиста, — тут же предлагает Александр. — Слышал, что у нас в городе есть профессионалы, которые смогут преподавать.
— Ты же знаешь, я вообще за любые неожиданности, — соглашается Марина. — Такие неожиданности только украшают спектакль.
А спектакль — главная цель всей затеи. Спектакль, который будут обслуживать костюмеры, выращенные в центре. Свои бутафоры, световики, художественные оформители… И актеры, конечно же, тоже будут свои. Их педагоги «Движения» научат не только выступать на сцене, но петь, танцевать и, возможно даже, как придумалось прямо во время интервью, художественно свистеть.
Зеленые, но упорные
Главный принцип «Движения», который достался центру от его предшественника «Балаганчика», — семейственность. Для детей и родителей, которые станут посещать кружки вместе, организаторы разрабатывают систему скидок. Пенсионеры смогут заниматься в кружках и вовсе бесплатно. Льготы также предусмотрены для людей с ограниченными возможностями здоровья, для многодетных и малоимущих семей. — Жаль, что пока мы еще совсем зеленые и не можем принимать участие в конкурсах грантов, сначала должны зарекомендовать себя. Но мы упорные, зарекомендуем, — уверена Марина Шидова.
Чтобы перенимать опыт других некоммерческих организаций, центр «Движение» присоединился к «Альянсу социально-ориентированных НКО», также заручился поддержкой «Центра изучения гражданских инициатив».
А недавно Марина набралась смелости и позвонила Михаилу Прохорову, который занимается поддержкой культуры в регионах. В смысле, звонила она не лично ему, а в приемную, но получилось, что трубку взял сам Михаил Дмитриевич. Проект его впечатлил, и он сказал, чтобы ребята обязательно собрали все необходимые документы и заявились на конкурс.
…Кто знает, может, со временем у команды «Движения» получится осуществить и самую свою заветную мечту, о которой говорят пока еще вполголоса. Это любительское театрализованное шоу на льду. Даже наметки сценария уже есть, но лодка искусства упирается в огромную финансовую скалу. Средняя цена часа аренды крытого катка — 14 тысяч рублей. А чтобы поставить любителей на коньки и выучить с ними хотя бы простейшие элементы фигурного катания, требуются, как минимум, четыре тренировки в неделю — в течение нескольких месяцев. — Так что от спонсорской помощи мы никогда не откажемся, — говорит Марина Шидова. — Нам уже и сейчас пишут люди, которые узнали о нас: кто-то готов принести ткань для костюмов, у кого-то завалялось несколько пакетиков бисера — тоже хорошо! А еще предстоит ремонт в помещении, которое нам предоставил департамент. Так что стройматериалы тоже примем с большой благодарностью. Как только уладим все документальные вопросы, сообщим наш адрес и будем ждать первых учеников.
Пресс-служба центра — Дима и Максим — уже на низком старте: готовы рассказывать обо всех новостях «Движения» в социальных сетях. Сейчас мальчики учатся в региональном филиале Санкт-Петербургской школы телевидения на смм-специалиста и фотографа. И своим примером демонстрируют, что не надо бояться экспериментов. Иной раз они могут стать делом всей жизни.
***
фото: Максим, Марина, Мария, Александр, Анастасия и Дмитрий – часть команды ЦСК «Движение» ;Премьера спектакля «Однажды на ферме» состоялась летом 2017 года в ДК «Торфяник» и имела успех у зрителей, которые тоже захотели в труппу «Балаганчика».