К каждому бизнесу есть свой ключик
Редко встретишь предпринимателя, у которого в этот сложный период бизнес пошел в гору. Но есть и такие.
Директор компании «Финлиберти» Светлана Самойлова, открывая фирму, знакомилась с данными Минфина, что уровень финансовой грамотности в России составляет около 38 процентов. Почти треть россиян не могут распознать финансовых пирамид, 80 процентов не держат накоплений в банках, зато берут кредиты. В более-менее благополучные годы все это терпимо. Зато теперь, когда доходы резко упали, выплачивать ипотечный кредит стало нечем, впору хвататься за голову. Или браться за ум. Тем, кто в прошлом году стал призером конкурса «Тюменская марка», нравится второй подход.
— Нам сейчас нелегко, как и всем, — говорит Светлана Самойлова, компания которой стала серебряным призером в номинации «удачный старт». — Пришлось отказаться от нескольких контрактов, но работы только прибавилось. Мы сейчас много консультируем онлайн по темам финансовой грамотности. Не стоим на месте, маленькими шажками, но идем вперед. Поменяли дизайн сайта, добавили функций, наполнили новой информацией. И количество посещений выросло почти на треть. Когда получаешь положительный отклик, это мотивирует. Хочется тоньше чувствовать запросы клиентов, понимать, за какой помощью к нам могут обратиться, быть готовыми ее оказать.
Как специалисты по финансовой грамотности, они хорошо представляют плюсы и минусы кредитов. Какими бы выгодными они ни казались, их все равно придется отдавать. Поэтому стараются в долги не влезать. Закрылись возможности офлайн — надо переходить на услуги онлайн. Сейчас соотношение примерно 50 на 50. Складывать все гирьки на одну чашу весов остерегаются. Надо ли бросаться из огня да в полымя, зачеркивать то, что наработано ранее? Светлана считает, что разумней действовать осторожно.
Eще один призер номинации «удачный старт» — предприниматель Eвгений Щепин. Eго предприятие «Пашуня» производит экологическое мороженое без лактозы на основе бананов. Около месяца назад Eвгений подумывал закрыть производство, ведь арендная плата отнимала половину прибыли. Однако в итоге решил, что суетиться не надо. Ведь ему еще, можно сказать, повезло: во-первых, благодаря премии конкурса он успел рассчитаться с долгами и вложился в рекламу (это было одно из условий использования субсидии), во-вторых, на его производство, к счастью, не распространялись введенные временные ограничения. Он не закрывался и наладил доставку продукции. Сейчас доставка выросла у него на 40 процентов.
— Кризис — не только трудности, но и повод задуматься: что предусмотреть на будущее, — говорит Eвгений. — Сейчас нас немного штормит, в голове буря мыслей. Но главное — не штиль. Будем жить, проведем оптимизацию затрат, подкорректируем финансовые процессы. Пора нам от ремесленничества переходить к бизнесу.
А вот сфере бытовых услуг не повезло. По словам владельца мастерских по изготовлению ключей и починке чемоданов Амирана Апакидзе, они вылетели в полный ноль. Помещения закрыты. Кредиты повисли камнем на шее. На премию за победу в конкурсе в номинации «бытовые услуги» купили оборудование. Оно простаивает.
— Сколько работаю в этой сфере, впервые так, — говорит Амиран. — Раньше в это время было столько заказов, например, по ремонту чемоданов. Люди готовились к отпуску. Сейчас тишина. А у нас три помещения в аренде. Спасибо, что хоть ввели льготы. И все-таки с бытовыми услугами поступили несправедливо. Никогда у нас толпы не стояли. Ну, придет 25 человек в день. Никакой очереди. Сплошная социальная дистанция, не то что в торговых центрах и около кафе, торгующих навынос. Посмотрите, что там делается! А мы сидим под замком. И тянется вся эта история, как задержка рейса в аэропорту. И никто не знает, когда закончится. Ну ввели бы правила, требования, мы бы все выполнили, только бы не сидеть без дела. Вон сколько дезинфицирующих средств закупили, а для чего? Надоело уже отдыхать, хочется работать.
ФОТО ИЗ АРХИВА РEДАКЦИИ
***
фото: Амиран Апакидзе в мастерской.