В тоске по зрительному залу
Представьте себе вечеринку в честь вашего дня рождения, на которую никто не пришел.
Именно в таком состоянии, казалось, встретили День театра в этом году актеры и режиссеры. За время карантинных мер только ТБДТ пришлось отменить 28 спектаклей. А значит, ни зрителей, ни оваций, ни поздравлений…
Но театры и тут нашли к нам подход. И, возможно, стали даже ближе, чем когда-либо до этого.
«Подразумеваем, что они есть»
В молодежной театре «Ангажемент» в пятницу кипела работа. За день актеры и режиссеры хотели успеть сделать все, пока режим повышенной готовности и указы президента не вступили в полную силу.
— У нас сегодня 11 записей! — говорит немного растрепанный актер Кирилл Лепехин. — Читаем классику на камеру, небольшие произведения в 5-10 минут. Потом публикуем видео на официальных страничках в социальных сетях. Нужно успеть запастись записями наперед, потому что уже с завтрашнего дня в театр нам нельзя.
Кирилл выдыхает, поправляет прическу. И вот, в свете настольной лампы он спокойно открывает книгу и глубоким голосом читает «Бумажник» Чехова. А в это время на главной сцене репетируют новый спектакль. Во время карантина его покажут онлайн на сайте театра. Постановка «Самый неизвестный солдат» создана по мотивам одноименного рассказа Сергея Козлова и приурочена к 75-летию Победы.
Журналистов просят вести себя тихо, чтобы не мешать репетиционному процессу. Режиссер Максим Иванов довольно строг к актерам. Подсказывает и смело критикует. Когда свет в зале все-таки включается, Максим растерянно моргает и говорит: «Я думал, тут никого нет.»
Серьезная подготовка и строгость режиссера связана с характером постановки. Это сложная философская работа.
— Это рассказ о солдате, потерявшем память в результате контузии. Он не помнит, как его зовут, не помнит своей семьи. Каждый день для него как новый. Это история позволяет нам рассмотреть феномен памяти не как свойство ума запоминать исторические факты и события, а как свойство души истинно помнить, — объясняет Максим.
Он надеется обратиться не к разуму зрителя, а к его сердцу, что, по мнению режиссера, значительно сложнее. Поэтому его постановка исполнена в жанре притчи, не буквального, а образного повествования. На сцене споет хор женщин в черных одеждах — это отсылка к греческой трагедии. Песни прозвучат, неожиданно, украинские.
— Мне хотелось создать звуковую дистанцию. Поэтому я не взял ни русские народные песни, ни песни военных лет. Украинский язык похож на старорусский, церковный, это сразу обращает нас в другое пространство. К пониманию этой истории как чего-то небытового, — рассказывает журналистам Максим.
— А то, что нет зрителей, не осложняет вам задачу? — раздается в ответ.
— Мы все-таки подразумеваем, что они есть, — улыбается режиссер.
И даже когда у артистов не будет доступа к сцене, они собираются продолжать работать. Актеры «Ангажемента» в социальных сетях запустили юмористический сериал в жанре боевика 90-х «Антонио и Джузеппе». Снимают его на лестничных площадках, у дверей театра, в гримерках. Недавно, например, Антонио попытался отнять у некоего отца семейства пакет гречки, который тот нес своим детям. Впрочем, заканчивается история мирно. А некоторые сюжеты для своего сериала актеры берут из классики. Например, свежая серия об истории рождения Антонио снята по пьесе «Таинственный ящик».
— У нас уже тысяча просмотров, — радуется Кирилл Лепехин. — Вообще, в этом месяце мы поняли, что делали слишком мало обращений к зрителям в социальных сетях не только с рекламой билетов на спектакли, но и для простого общения, знакомства с театром и актерами. И после карантина мы эту работу продолжим.
«Публика у нас там»
Драматический театр встретил праздник в ежедневном прямом эфире на своем новом YouTube-канале.
Каждый день директор Сергей Осинцев проводит интервью с актерами, режиссерами и другими театральными деятелями в большом зрительном зале.
Праздничный эфир начинается с рассказа о мерах профилактики коронавируса.
— Вот такие марлевые маски шьют в нашем цеху. Так как работа над спектаклями остановилась, цех освободился, время на это есть. Маски удобные, их можно стирать, проглаживать горячим утюгом и надевать снова, — Сергей Осинцев иллюстрирует это, надевая маску. — Позже могу рассказать, как сделать дезинфицирующее средство своими руками…
Когда в гости приходит актриса Эвилина Ризепова, она секунду растеряно оглядывает пустой зрительный зал. Сергей Осинцев направляет ее подсказкой, кивает в сторону камеры и говорит: «Публика у нас там». А актриса Eлена Махнева приходит на праздничный эфир с бокалами и загадывает только одно желание — поскорее выступить на любимой сцене.
На самом деле по зрителям актеры искренне тоскуют в каждом эфире. При этом показывать спектакли драматический театр не перестает — в семь часов вечера проходят эфиры со старыми записями репертуарных постановок.
Средство от страха
А пока профессиональные актеры горюют о невозможности выступить на сцене перед зрителями, участники Студенческой весны переживают, что им все-таки когда-нибудь придется выступать. «Как обуздать страх перед выходом на сцену?» — один из самых популярных вопросов эксперту студвесны Марине Жабровец, кандидату педагогических наук, заслуженному работнику культуры. В связи с режимом повышенной готовности ответила Марина Владимировна из дома в прямом эфире.
— Для меня это первый раз в таком формате, извиняюсь, если где-то совершу ошибки. Все мы чему-то учимся, — говорит Марина Жабровец.
Впрочем, ошибок не случилось, а вот ответ на вопрос может оказаться интересен не только студентам:
— Страх возникает, когда твой объект внимания — ты сам. Вы думаете не о том, что несете зрителям, а выходите с мыслью: «Как я выгляжу? Ой, наверно, я некрасивая, я дурак, неталантливый» и т. д. Я, я, я. Должно быть все равно, что обо мне подумают, ведь я не самая главная в театре. Главное — донести зрителям смысл нашей постановки. Развлечь его или решить его проблему. Нацеливаясь помочь другим, вы помогаете себе. И в борьбе со страхами в том числе, — рассказывает Марина Жабровец.
У Марины Владимировны оказалось сразу несколько рецептов борьбы со страхами. При помощи как несложных физических упражнений, так и советов Фрейда. Найти их можно в социальных сетях фестиваля.
Сама Студенческая весна полностью перешла в онлайн. Чтобы принять участие в кастинге, нужно выложить видеозаписи со своими выступлениями в социальные сети с хэштегом #СтудвеснаONLINE и заполнить анкету на сайте фестиваля до 5 апреля.
Организаторы говорят, что, в отличие от офлайн-отбора, здесь участники будут иметь право на ошибку. Eще обещают, что главный концерт юбилейной Студенческой весны пройдет на сцене. Но когда именно, пока неизвестно.
.А нам, зрителям, режим повышенной готовности подарил возможность, пусть и издалека, но познакомиться с театрами поближе. Актеры с удовольствием отвечают на комментарии к своим видео, ведут эфиры из дома, рассказывают о себе и своей жизни.
И, кажется, в разлуке любовь актеров к зрителям и наоборот — становится только сильнее. Ведь как говорят французы: «Чтобы вечно любить, нужно иногда расставаться».
***
фото: Максим Иванов ;Идет репетиция спектакля «Самый неизвестный солдат».