Одним движением кисточки
Вере Быковой, тюменскому народному мастеру, когда-то посвятили такие строчки: «Мир возле вас совсем иной, он создан вашею душой»*. И это правда.
Одноэтажный деревянный дом с расписными ставнями на улице Камышинской часто называют пряничным. Такие бывают в сказках. Хозяйку зовут Вера Быкова, она много лет занимается урало-сибирской росписью. На прошлой неделе стала победителем регионального этапа федерального конкурса «Славим человека труда» в номинации «народные художественные промыслы». Металлический поднос, который она расписала, жюри признало лучшим.
— Традиции росписи подносов в Тюмени не было, — признается Вера Ивановна. — Роспись была, ею украшали деревянные изделия — сундуки, коромысла, прялки. Расписывали дома, наличники. Но не металлические подносы. Когда этот нюанс выяснился, отменять ничего не стали. Мне просто повезло.
Бывают такие люди, которым везет. Жизнь как будто ведет их за руку, сводит с интересными, талантливыми людьми. Может, правду говорят, что хорошим людям всегда везет?
Урало-сибирской росписью Вера Быкова занимается больше 30 лет. Однажды увидела эти яркие цветы и не смогла оторвать глаз.
— В Тюмени на одном из предприятий из отходов фанеры выпиливали разделочные досочки и делали емкости для сыпучих продуктов. Все это расписывали мастерицы. Продавались их изделия в магазине «Подарки». Я могла по полчаса стоять у витрин и рассматривать, как же там лепесточки нарисованы. Как цвет одним мазком от темно-красного плавно переходит к белому?
Двухцветную роспись она самостоятельно осваивала по книгам искусствоведа Василия Барадулина. Это был единственный источник, в котором упоминалось, что в Тюмени была своя домовая роспись. Но изучать художественную технику по книгам все равно, что попытаться почувствовать вкус блюда, читая его рецепт. Она мечтала встретиться с самим Барадулиным, расспросить его обо всем. Но разве это возможно? Помочь могло только чудо. Оно и случилось.
Однажды тюменская делегация собиралась на финно-угорский фестиваль «Югра» в Ханты-Мансийске. Одно место в группе освободилось. И Вере Ивановне предложили поехать.
— Ну что вы, куда же я поеду? 10 июня, а у меня еще помидоры не посажены, — переживала она.
Но дочери уговорили. Чудеса на этом не закончились. На фестиваль должен был приехать профессор из Москвы, но вместо него в делегацию включили того самого Василия Алексеевича Барадулина, который много лет изучал урало-сибирскую роспись, написал о ней диссертацию. Так встретились учитель и ученица. Она показала ему свои работы.
— Нет, это не то, — сказал он, как отрезал. — Это чужой бренд. Вам надо восстанавливать свою тюменскую роспись.
И посоветовал съездить в Нижнюю Синячиху — музей-заповедник деревянного зодчества в Свердловской области, где сохранилась самая полная в мире коллекция тюменской домовой росписи. Этим ремеслом когда-то занимались кармакские красильщики. Они ездили по Уралу, Сибири, вплоть до Казахстана, и расписывали дома.
У Барадулина и самого было много материалов по урало-сибирской росписи. На том фестивале он обмолвился, что экспедиционные зарисовки и фотографии хранятся у него дома. Она набралась смелости и напросилась к нему в гости.
— Мы ходили в Москве по музеям, мастерским, хранилищам, где собраны самые значимые коллекции декоративно-прикладного искусства России, — вспоминает Вера Ивановна. — Он считал, чтобы освоить и понять суть росписи, надо погрузиться в историю русского декоративно-прикладного искусства. Так он воспитывал у меня вкус.
Путешествие по музеям они начали с Сергиево-Троицкой лавры. День был нерабочий. Но перед ними открывались все двери, для них двоих проводили экскурсии лучшие искусствоведы. Она удивлялась, но не спрашивала, почему. Только позднее узнала, что Барадулин был заместителем директора института художественной промышленности.
Напитавшись художественными образами, Вера Ивановна с легкостью освоила хохлому, городец и другие народные послойные росписи. Хотя в художественной школе никогда не занималась, как географ изучала только черчение и эскизное рисование. Кстати, поработать учителем географии в школе не вышло. Место оказалось занято. Eй предложили вести рисование. Разве не чудесное совпадение? Потом она стала вести кружок росписи по дереву для будущих столяров и плотников в ПТУ N 6. Позже состоялась еще одна судьбоносная встреча — с выпускницей Нижнетагильского художественного училища Ольгой Соколовой. Тюменскую и нижнетагильскую роспись объединяет одна техника — двухцветный мазок. Вместе мастерицы поехали на предприятие народных художественных промыслов «Родник». И попали в святая- святых — художественные мастерские.
— Я окунулась в этот мир и напиться не могла, — рассказывает Вера Быкова. — У сибиряков, у уральцев душа нараспашку, мне с удовольствием отвечали на все вопросы. Говорили, что настоящий художник не боится раскрывать секреты. Пусть у тех, кто идет следом, будет получаться лучше.
Сейчас у Веры Ивановны тоже много учеников. Четверо из них приняли участие в региональном этапе конкурса «Славим человека труда». Каждого из них она узнает по манере письма, как человек узнает знакомых людей по почерку.
— В рисунке виден не только характер, но и состояние души, — считает Вера Ивановна. — Eсли расстроена или плохо себя чувствуешь, кисть в руки лучше не брать. Делаешь то же самое, но энергия от рисунка совсем не та. Художник всегда стоит на границе добра и зла. Через его работы в этот мир идет как положительная, созидающая энергия, так и отрицательная, разрушающая. Поэтому любая творческая работа должна нести свет.
После победы на региональном этапе конкурса Вера Быкова поедет в Eкатеринбург на федеральный этап УрФО. Конечно, сложно будет тягаться с теми, кто занимается росписью много лет, работает на профильном предприятии в Нижнем Тагиле или Eкатеринбурге. Но Вера Ивановна считает, что ей будет чем удивить.
* стихи Натальи Eсауловой, директора дома семейного творчества «Родник».
***
фото: Вера Быкова и ее коллекция расписных подносов ;Гроздья рябины — класический сюжет урало-сибирской росписи.