Рычать не запрещается
Премьера новой программы «Империя львиц.» состоялась в субботу в цирке.
На африканском континенте живут львы разных пород: капские, сенегальские, танзанийские, алжирские. Капские и алжирские — самые крупные. Считается, что особи этих пород наиболее агрессивны и коварны. Особенно львицы. Им не то что палец в рот не клади, к ним лучше на расстояние вытянутой лапы не приближаться. Даже если вас разделяет клетка. Всякие бывали случаи. Львицы фамильярности не терпят. Признают только сильных. Бравадой их не проведешь, рыкнут так, что могут подкоситься коленки. В клетку к ним заходят только крепкие духом.
Силу духа дрессировщика Виталия Смолянца жизнь проверила жестко. В феврале 2012 года он вечером возвращался по трассе домой и стал свидетелем жуткого ДТП. Выскочил из машины, чтобы помочь пострадавшим. И не заметил, что на него на полной скорости несется грузовик. Чудом остался жив, но ноги ниже колена пришлось ампутировать. Даже для человека, чья профессия не связана с выходом на арену, это стало бы трагедией. Но для циркового артиста, да еще и дрессировщика хищников, — почти приговор. Никто и никогда еще не осмелился продолжить выступать и выходить на манеж после таких травм. Но Виталий вернулся. На протезах, на костылях, но вернулся. Он не мог бросить своих львиц.
Лиза, Марта, Варя, Линда, Симка, Мира, Бара — так зовут его красавиц. Самой старшей, Лизе, 14 лет, хотя в природе львы живут в среднем девять. По меркам саванны глава этого циркового прайда — давно пенсионерка. Она уже не так резво выполняет трюки, как молодежь, иногда просто сидит на тумбе и снисходительно взирает на то, как те ерзают и суетятся. Eй суетиться ни к чему. Она себе цену знает. Авторитет Лизы в этой группе непререкаем.
— У каждой львицы — свой характер, — рассказывает Виталий Смолянец. — Иногда она может так рыкнуть на своих подруг или на дрессировщика, что у зрителей, особенно сидящих в первых рядах, душа в пятки уходит. Но рычание рычанию рознь. Рык в сторону дрессировщика хоть и грозен, но не означает непослушания.
Показать голос и характер они могут, но чтобы ослушаться — такое бывает редко. Дрессировщик обязан опасное развитие ситуации пресечь на корню. Львы живут прайдом, стоит одному устроить праздник непослушания, как другие начнут ему подражать. В любом цирковом коллективе обязательна строгая дисциплина. В коллективе хищников — особенно. Но повышать голос в ответ — не всегда действенная мера. Любовь и общение дают больший эффект. С животными надо разговаривать, как с людьми, просить, убеждать, а не приказывать. Тогда со временем они начинают чувствовать оттенки интонации, понимать, что от них требуется. Ведь не только я диктую им, что делать, но и они мне. У них есть свои законы, которые я не должен нарушать, у меня — свои. Главное, договориться и постараться жить в мире.
Даже с одной львицей попробуй найти общий язык. Одна капризная, другая прыткая, третья ревнивая… Но слушаются все. Виталий стоит в стороне и, кажется, команды отдает вполголоса. А они будто хотят ему понравиться, стараются выполнить все как можно лучше и быстрее. Иногда молодые так спешат, что наступают львицам постарше на лапы. За что тут же слышат нелестную характеристику в свой адрес. На львином языке.
— У нас на арене — одни девочки — шесть львиц и две тигрицы, — продолжает Виталий Смолянец. — В номере можно работать только с однополыми животными. Смешивать самок и самцов в цирковом аттракционе нельзя. Будут бесконечные разборки и борьба за лидерство. Животные воспримут это как провокацию. Но тигров можно добавлять к львицам, потому что тигры в природе одиночки. С ними другая сложность — надо постоянно держать ухо востро. Тигры любят застать врасплох. Они не умеют любить, как львицы. Львица верна дрессировщику, но обидчива. Правда, незлопамятна — если что-то не по ней, не будет таиться, сразу даст отпор.
Почему он работает именно с львицами? Виталий с детства мечтал стать дрессировщиком. Вначале был ассистентом — готовил животных, отрабатывал с ними трюки, но на арену не выходил. Когда представился случай сделать собственный аттракцион, выбрал львиц, хотя его отговаривали. В то время в советском цирке никто с львицами не работал, считалось, что они плохо поддаются дрессировке. Как их ни дрессируй, все равно остаются непокорными.
И еще львицы не любят однообразия. С ними надо постоянно придумывать что-то новое, ломать стереотипы. Конечно, есть и ограничения. Летать львов не научишь.
— Я работаю с теми, к кому привязан, кого люблю, — говорит дрессировщик. — И мои львицы отвечают любовью. Даже если рычат и показывают характер.
***
фото: Рычат — не значит, что не любят ;Виталий Смолянец.