Пилить никогда не поздно
Виталий Солодовников — спильщик деревьев. Точнее, арборист. В его профиле на одном из сайтов указано, что он спилит деревья, измельчит, загрузит и вывезет ветки, скосит траву, пострижет газон и выполнит другие работы по саду.
— В арбористике я уже четыре года, — рассказывает Виталий. — Люди нашей профессии занимаются удалением деревьев в сложных условиях с применением альпинистского снаряжения. По образованию я промышленный альпинист. Окончил Тюменский нефтегазовый университет по специальности «антеннщик-мачтовик». Работал в сфере промышленного альпинизма два года: красил подъемные высотные краны.
— Почему же решили стать арбористом?
— Это сложная и интересная работа. Например, на покраску объекта на высоте уходило меньше времени, чем при такелаже (совокупность приспособлений из тросов, блоков, цепей для подъема и перемещения грузов — К.Л.) даже одной веточки дерева.
— В чем заключается ваша работа?
— Когда требуется спилить дерево в стесненных условиях, вызывают меня. Например, у одного моего клиента на газоне высохла тридцатиметровая сосна, пораженная короедом. Технику туда загонять нельзя, она повредила бы газон и коммуникации под ним. Я поднялся на дерево и обеспечил себе две линии страховки — рабочую и дублирующую. Затем с помощью такелажных систем спилил дерево по частям. Существует много способов: можно спиливать по одной ветке, можно по несколько. Eсть батарейная валка. Одновременно делают запилы на многих деревьях, расположенных рядом. Затем валят крайнее дерево, и лес падает по принципу домино. Такая валка применяется в безветренную погоду. Что касается той самой сосны, то я корпел над ней два дня, половину этого времени провел на дереве.
— Были какие-то интересные случаи в ваше практике?
— Приехал на вызов. Смотрю: на дереве гнездо, а в нем птенцы. Я договорился с клиентом немного подождать и срубить дерево, когда птенчики подрастут. Сделал ему хорошую скидку и выполнил заказ, когда пернатые повзрослели и вылетели из гнезда.
— Почему ваш клиент хотел спилить это дерево?
— Грибок. Плюс оно начало крениться, а рядом была какая-то постройка.
— Как реагируют на вашу работу? Вандалом вас не называют?
— Ни разу не называли. Я стараюсь делать все по совести. Например, если дерево растет между двумя участками, не стану его спиливать, пока не поговорю с обеими сторонами. Что касается обвинений в уничтожении деревьев, то часто езжу в другие города и понимаю, что город у нас зеленый. Думаю, что если начну считать деревья по дороге, то вряд ли когда-нибудь закончу. Но это не значит, что их не надо беречь. Иногда звонят люди и просят убрать дерево, потому что в стволе трещина. Но спилить никогда не поздно. Eсть и другие способы исправить ситуацию: стянуть ствол веревкой или металлической шпилькой. Eсть богатый европейский, американский опыт. На этих континентах деревья в свое время активно спиливали, а теперь берегут. Лучше укрепить, если это возможно. Недавно был у одного клиента: убирал березу с засохшей макушкой. Когда работал, увидел рядом три других березы и вспомнил, что бывал здесь раньше. В свое время уговорил хозяина участка не спиливать их, а связал динамической веревкой на высоте двух третей кроны. Прошло уже много лет, березы до сих пор живые и невредимые.
— Ваша арбористика — работа сезонная?
— В наших услугах нуждаются круглый год. Бывает, работы много летом и осенью во время дачного сезона, бывает, что зимой и весной.
— От чего вы получаете больше удовольствия — от работы или от заработка?
— Не скажу, что в арбористике можно много заработать. Eсли бы мой счет в банке пополнялся сам собой, то предпочел бы проводить время с семьей (Виталий женат, у него четверо детей — К.Л.). Eсли бы мне сказали, что появится возможность пилить деревья бесплатно, я бы тоже отказался. Я не испытываю к ним ненависти. Просто случилось так, что я работаю арбористом.
— Eсть ли в вашей работе то, что вам не нравится?
— Многие хотят сделать все очень дешево и нанимают неквалифицированных работников. Например, самого популярного героя нашего времени — человека-соседа. А у таких людей ни опыта, ни знаний. Существует предубеждение, что дерево можно срубить в любую сторону. Это неправда. Законы физики никто не отменял. Тяжело валить дерево против ветра. Часто бывают случаи, когда люди самоуверенно говорят: да что тут такого, здесь перевязал, там подпилил, и все готово. Или: да я бы сам залез, если бы когти были. Предлагаю им когти, пилу, снаряжение и даже деньги — идите, пилите. Они после этого словно трезвеют. Правда, однажды одна женщина чуть не надела снаряжение. Но в итоге разум взял свое, передумала.
— А сажать деревья вам приходилось?
— Да. У отца есть дача. Я сажал плодовые, яблони например. Но спилил больше, чем посадил.
— Кем вы хотели стать в детстве?
— Мотоциклистом! Но это не профессия. Да это и неважно сейчас. Главное ведь не кем стать, а каким стать. В 18 лет, еще до того, как окончить вуз, я устроился учеником токаря на судостроительный завод. Там и получил первую трудовую практику. Застал старое, еще советской закалки поколение токарей. Они меня воспитали. Там был один рабочий, Тимофеич. Он говорил: «Старайся сделать хорошо, плохо само получится». Я запомнил.
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
***
фото: Порой арбористу приходится проводить на дереве несколько часов.