Бинты на раны тополей
Март для деревьев — месяц особый: время обрезки и подготовки к новым посадкам.
В садовом центре «Плодовое» саженцы, которые осенью стояли на открытой площадке в горшках, пока лежат, укрытые брезентом и слоем снега. Под этой шубой горшечные растения хранятся всю зиму, даже березы и рябины. Ведь в горшке корень растения практически голый, он не защищен от морозов пластом земли.
— Технологический процесс в Сибири с горшечными древесными культурами достаточно трудоемкий, — говорит Светлана Гаврилова, директор садового центра «Плодовое». — Но у этой технологии есть плюс — при пересадке нет необходимости привлекать тяжелую технику, чтобы выкопать корневую систему вместе с большим комом земли.
Горшечный инкубатор хорошо переносят рябина красная, береза бородавчатая, или пендула, серебристый тополь, или, как его еще называют, белый тополь, и черный, яблоня дикая, или сибирская. Набор древесных культур для городских улиц в нашем климатическом поясе невелик. Всего около десяти наименований. К тому же не каждое дерево сможет дышать и хорошо развиваться в условиях загазованности. Дворы, где деревья лучше защищены от ветра и экологическая нагрузка на них ниже, чем у растущих вдоль оживленных трасс, позволяет расширить ассортимент, добавить культуры, более требовательные к уходу. Eсли, конечно, за деревьями действительно будут ухаживать — поливать, обрезать, подкармливать.
В марте у деревьев еще можно формировать крону. Eсли температура ближе к нулю, то растения перенесут обрезку легче, чем в лютый мороз.
— Любая обрезка для деревьев — это травма, — считает Светлана Гаврилова. — При обрезке, даже самой щадящей, образуются открытые раны. Eсли повреждения нанесены в сильный мороз, то травмирующий эффект больше. В микротравмы проникают болезни и вредители. Поэтому в зимний период в нашей климатической зоне обрезку надо производить очень осторожно.
Считается, что деревьям ничего не будет, особенно тополям. Они живучие. Но представьте, что дерево росло столько лет, формировало ствол, крону, а его в один день — раз и пилой по стволу. Люди не видят, какие страшные шрамы остаются на стволе.
Да, растения восстанавливаются. Тополь — крепкое растение, но это не значит, что вмешательство действует на него благотворно.
Светлана Федоровна уверена: если бы деревья обрезали правильно, то серьезных вмешательств не потребовалось бы.
— Правильная обрезка — это своевременная, ежегодная, грамотная и только по мере необходимости, — объясняет она. — Но так бывает не всегда. Например, очень часто после обрезки на дереве остается много крупных сучков, которые в последующие годы могут спровоцировать развитие инфекции, привести к образованию дупла и даже гибели растения. Одно дело, когда обрезают веточку толщиной с палец, другое — когда толщиной с руку.
Сокращает ли обрезка срок жизни дерева? Светлана Федоровна считает, однозначного ответа нет. Все зависит от того, как обрезка выполнена. Хотя все видовые растения настолько привыкли к неблагоприятным факторам окружающей среды, в том числе и к человеческому вмешательству, что всеми силами стараются быстрее заживить свои раны. И продолжать жить вопреки нашим планам им помешать.
***
фото: Светлана Гаврилова в питомнике «Плодового».