Молодость. Дерзость. Свобода
Термин «непоротое поколение», говорят, введен Олегом Табаковым, народным артистом СССР, до самой смерти бывшим художественным руководителем МХАТа. Именно он дал выход на большую сцену молодым режиссерам-экспериментаторам.
Александр Молочников, Кирилл Серебренников и множество других имен зажглись благодаря тому, что Табаков их заметил и им разрешил. Это было нелегко. Eсли в Москве театральные эксперименты зрители встречали с живым интересом, то в более консервативном Санкт-Петербурге публика поначалу выходила из зала и даже освистывала народного артиста. «Чтобы в театре такое показывали? Немыслимо!» А Олег Табаков только улыбался. Он считал главным своим достижением то, что это самое «непоротое поколение» — люди, способные думать и творить свободно — выросло.
В Тюмени тоже есть и представители этого поколения и, что особенно радостно, люди, которые дают им площадки для реализации смелых идей…
Встаньте и танцуйте
Музыкальный спектакль по детективному произведению «8 женщин» вышел хорошим, хотя и не без шероховатостей. Премьера состоялась в выходные в драматическом театре. Актрисы признались, что некоторые из них начали обучаться вокалу лишь за месяц до премьеры. Московский режиссер Сергей Захарин пригласил к работе над вокальными номерами молодую инди-рок группу «OQJAV» (Окуджав) — и это первый для них театральный опыт.
Несмотря на все риски, со стороны молодого режиссера было требование — всем петь вживую. Более того, Захарин решил не слишком прикрывать артисток декорациями, спецэффектами, смело выставляя их на передний план.
В синей комнате-аквариуме, созданной на сцене, только одна дверь. Она ведет к мужчине, отцу, мужу и брату собравшихся женщин, — Марселю. Каждой из героинь от этого мужчины что-то нужно. Декораций немного: древо, на котором растет одно красное яблоко, стулья, несколько бытовых предметов и павлин. Не то комната, не то потускневший и увядающий райский сад.
Спектакль получился похожим на веселое и злое кабаре. Большинство артисток спели свои партии идеально, те, у кого голос дрогнул, звучали даже трогательнее. Сами песни, написанные «OQJAV», напоминают поп-хиты и, вероятно, вы, как и я, обречены напевать их еще несколько дней после прослушивания. Но, несмотря на общую веселость и кажущуюся незамысловатость, спектакль, скорее, философский. Вадик Королев (Вадиком он просит называть себя сам), солист группы «OQJAV», сказал о нем так: «Я понял, что эта история не только про прекрасных дам, вертящихся вокруг отца семейства, но и про людей вообще, научившихся страшно и весело жить без бога».
А 8 марта «OQJAV» дали концерт прямо на сцене театра. Вадик Королев немного потерянно окидывает взглядом большой красно- золотой зрительный зал.
— Признаюсь, мы первый раз на настолько театральной сцене. И мне неудобно, что танцевать могу только я. Но, говорят, у вас свободный город, как и страна. Поэтому вставайте, не стесняйтесь, танцуйте, — просит он.
Под незамысловатые, но симпатичные песни танцевать действительно тянет. Многие так и делают — пляшут в проходах, у сцены и даже на местах. Но некоторые зрители сидят с недовольными лицами. Я даже слышу за спиной возмущенное «тоже мне, большой драматический театр! Какое-то лопотание».
В какой-то момент Вадик прерывает выступление и просит не снимать то, что сейчас будет происходить на сцене. И начинает под музыку читать «Плач по двум нерожденным поэмам» Андрея Вознесенского. Голос его звучит громом: Вы, встаньте в Сибири, в Москве, в глухих городишках, вы столько убили, в себе не родивши, встаньте!..
Королев говорит это так пронзительно, что зрители в зале встают. Впрочем, не все.
Мечтайте смелее
Об Андрее Зубове мы рассказывали недавно. Это тот самый парень (продюсер, режиссер, актер и так далее), что верит: в Тюмени возможно все, в том числе и большое кино. Он старается доказать это на практике. Один из шагов на пути к цели — образовательный проект «Команда С», который завершился в воскресенье прощальной встречей участников в бизнес-центре «Парус».
Напомню о чем речь: с 29 февраля по 9 марта проходил образовательный курс «Команда С», организатором которого выступил центр развития кино «Медиаполис». Среди специальностей, основы которых раскрывали: линейный продюсер, помощник режиссера, механик камеры и гример. Участники отработали полученные знания на площадке: для них была подготовлена настоящая съемочная смена, где у каждого из четырех цехов были свои задачи. А некоторые из них даже получили настоящую работу.
На встречу в «Парус» были приглашены и гости из Москвы: режиссер Денис Гуляр и оператор Александр Родин. Оба задействованы в тюменском мини-сериале «Сквозь камни» (рабочее название у него было «Отряд С»).
С Андреем Зубовым все понятно — он патриот Тюмени. Поэтому мы спросили у москвича, верит ли тот, что в нашем городе возможно большое кино.
— Мне кажется, пока в Тюмени не хватает отлаженных процессов и потоков, в которые люди могли бы вклиниться. Я имею в виду массовое производство сериалов, кино. Это колесо нужно запустить, — говорит Денис Гуляр. — Но «Медиа-полис» делает все, чтобы это колесо хорошенько смазать, отстроить и оно, наконец, поехало. Так что, пока такие люди есть, я верю в тюменские перспективы. Всем, кто мечтает заниматься кино, я хочу сказать: дерзайте. Это очень сложно, но очень классно! И возможно. Вот я придумал себе, что я режиссер, и за восемь лет, как видите, им стал.
Весна идет, весне дорогу
И если говорить о сцене, где можно проявить себя молодым и творческим, нельзя не упомянуть надвигающуюся юбилейную (двадцать пятую!) «Студенческую весну». Сами организаторы очень хотят привлечь к ней внимание, обещают, что она будет особенной. Организаторы собирают истории знаменитых выпускников студвесны (кто только в ней не участвовал!), создают школу по разным направлениям, приглашая лучших экспертов. В рамках этой школы видеографы посетили онлайн-сессию с монтажером фильма «Довлатов» — Дарьей Гладышевой. Режиссеры выяснили, как сделать постановку актуальной, — это им объяснил Александр Фельдман, арт-директор арт-резиденции Константина Хабенского. Участникам направления «оригинальный жанр» Виктор Проскуряков, художественный руководитель и режиссер театра пластики и пантомимы «Гротеск», дал азы буффонады.
В общем, «Студенческая весна» из первых неловких попыток что-то попробовать на сцене переросла в полноценный творческий старт для студентов. Певица и финалистка «Фабрики звезд-5» Eлена Кукарская призналась даже, что именно после фестиваля стала профессионально заниматься вокалом.
— Студвесна тогда очень органично вписалась в мою жизнь. Я неизбежно должна была оказаться в этом вертепе — в самом лучше смысле этого слова. Сейчас могу оценить этот опыт как хорошую репетицию перед большим шоу-бизнесом, — рассказала она.
15 марта в «Космосе» пройдет не творческая, но важная для фестиваля встреча — здесь обсудят все организационные вопросы и тонкости. Отборочные этапы на «Студенческую весну» открытые для зрителей, где можно будет оценить творческие пробы и поддержать «непоротое поколение», начнутся в апреле.
Ведь как сказал Олег Табаков: «Очень важно не забывать тезу Владимира Ивановича Немировича-Данченко о том, что на нас жизнь не кончается». И это радует.
***
фото: Тюменские «8 женщин» ;Вадик Королев.