Продам ощущение счастья. Дорого
Компьютерные игры вызывают зависимость. С этим тезисом часто спорят сами заядлые игроки, мол: захочу и брошу в любой момент! А вот те, кто занимается их созданием, уверены, что хорошая компьютерная игра как раз и должна прочно подсадить пользователя.
Первая конференция геймдев-сообщества (так называют себя те, кто занимается разработкой компьютерных игр) прошла в бизнес-центре «Парус». Организаторы назвали встречу «Беспощадный российский геймдев». Не случайно. Индустрия создания игр действительно довольно беспощадна как к самим создателям, так и к нам — пользователям.
Артем Любутов, руководитель компании «Xsolla» (ее главный офис расположен в Лос-Анджелесе, а вся разработка ведется из Перми), создает систему монетизации, т.е. думает, как побудить пользователя потратиться.
— Разработчик компьютерных игр должен разбираться в людях, — считает Артем Любутов. — В человеческом мозге работают две системы. Бессознательная, унаследованная нами от предков, — это автоматические действия. И то, что мы называем разумом, — осознанное внимание. Главная наша ошибка в том, что мы считаем себя разумными.
Eще полезно знать, как работает дофамин, добавляет Любутов. «Представьте, что вы идете в прекрасный летний денек по парку и видите кондитерскую, а там самое вкусное пирожное с клубникой. До того, как вы успеваете подумать: я же на диете! — ваш мозг вырабатывает дофамин, обещание, что вы станете счастливым, съев это. А еще понижает уровень сахара в крови и вырабатывает слюну. И теперь вы хотите съесть сладость еще больше!
Eсли мозг уверен, что что-то приносит нам счастье, он может буквально заставить нас это взять. Тремором, паникой, агрессией и стрессом в случае отказа от желаемого. Зная это, создатели компьютерных игр пытаются дать нам ощущение легкой возможности получить дофамин. А еще хотят выработать у нас привычку заходить в игру автоматически, как только стало скучно, то есть включить нашу бессознательную систему. Для этого придумывают очень простое, но ежедневное действие, за которое игрок получает награду.
Один из простых способов вытянуть из нас больше денег — якорение. Наши проигрыши почти никак не отмечаются игрой, зато любая победа встречает нас фейерверками и поздравлениями — все для того, чтобы мы запоминали в игре только приятное.
Eсть еще и так называемый «тараканий отель» — ситуация, в которую легко войти, но непросто выйти. Например, подписаться на что- то значительно проще, чем понять, как отказаться от платной подписки. Наше нежелание разбираться в сложном вообще часто используют. Например, предлагают нам просто сформулированный, но невыгодный вариант, а выгодный пишут нарочито сложным языком. И 80 процентов пользователей соглашаются на худшие условия.
Виртуальная игровая валюта, которая дается бесплатно, — тоже манипуляция. Eе всегда должно немного не хватать на покупку чего-либо. Так, чтобы нам казалось, будто нужно немного доплатить реальными деньгами и получить желаемое… Но в недобросовестных играх стоит совершить первую покупку, и теперь уже почти ничего не получить бесплатно.
Иногда игры используют социальное давление: если не покупать платные виртуальные вещи, то вид виртуального образа персонажа в игре нарочно будет некрасивым. А ведь есть другие игроки, которые это видят! Манипулируют создатели игр и нашей завистью. Например, пишут, каким оружием нашего персонажа убил соперник. Чтобы нам тоже захотелось его приобрести.
Когда разработчики дарят игроку персональные подарки, сопровождая их личным письмом, тот начинает чувствовать себя обязанным ответить добром и охотнее вкладывает в игру деньги.
— Многие из этих приемов уже запрещены в некоторых странах на законодательном уровне, — рассказывает Артем Любутов. — Возможно, запретят их и в России.
Впрочем, в том, чтобы помогать создателям игр деньгами, нет ничего плохого. Игры — это тоже работа, и нелегкая. Главное при этом, поступать осознанно и не поддаваться на манипуляции. И хорошо понимать: какими бы разумными мы ни были, мы все еще можем стать зависимыми от компьютерных игр. Индустрия как раз на это и работает.
***
фото: Геймдев-сообщество в сборе.