X

  • 02 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 121
  • 5620

Этот древний цифровой человек

Человек, согласитесь, существо с очень большим самомнением. Взять хотя бы наши бесконечные рассуждения про то, какие мы стали высокотехнологичные и интеллектуальные… Однако нам, технологичным, ничто не мешает радостно водить хороводы вокруг горящего чучела, встречая весну, как и сотни лет назад.

Масленица — древнейшая традиция, которая каким-то чудом пережила в России все: крещение язычников, коммунистическую революцию (в СССР масленицу называли «проводами зимы»), путчи, перевороты и даже цифровизацию. Как так получилось? Для того чтобы разобраться в этом вопросе, мы с фотокорреспондентом Денисом Моргуновым отправились в самый центр масленичных гуляний. В это воскресенье они прошли на набережной у Масловского, кстати, взвоза.

Первое, мимо чего никак нельзя пройти, — импровизированная горка. Десятки детей скатываются по гигантскому спуску от особняка купца первой гильдии Колмакова (отреставрированного деревянного здания XIX века) до самой конторы пароходства. Визг, радостный смех, и стайки ребятишек заставляют меня саму рассмеяться. Но улыбка медленно сползает с моего лица, когда я вижу, как из зеленого деревянного здания выходит мужчина в элегантном костюме… с лопатой в руках. Он двигается в сторону детей, а я даю знак фотографу и быстро забираюсь на холм, надеясь остановить насилие.

Отдышавшись, понимаю — зря бежала. Александр, работник консульства Южной Кореи, находящегося в этом зеленом особняке, вовсе не собирается никого бить. Напротив, он уже полчаса пытается интеллигентно уговорить детей не выдергивать и не ломать деревья на территории особняка. Консульство ограждено невысокой зеленой изгородью, зимой это просто лысые кустики. Ребята же, невзирая на монотонные просьбы мужчины отойти подальше, используют ветки кустов для лучшего разгона и ломают их. Тогда Александр в отчаянии вытащил лопату. Вовсе не для того, что мы сначала подумали. Просто мужчина наивно надеялся, что, засыпав часть импровизированной горки у кустов песком, он остановит веселых детишек от вандализма. Те же упрямо катаются и по песку.

— Можем мы вам чем-нибудь помочь? — сочувственно спрашиваю я.

— Да чем тут поможешь? Нужно, чтобы родители остановили своих детей. И воспитывали! А они вон, — мужчина грустно кивает головой в сторону конторы пароходства.

Там внизу радостные взрослые снимают на телефоны и всячески подначивают ребятишек. Не смущает их ни мужчина в костюме, ни его лопата.

— А может, у вас есть строительная лента, чтобы оградить территорию? — интересуется наш фотокорреспондент.

В эту же секунду с лица Александра будто тучи сходят. Он улыбается и бормочет: «Лента есть! Как же я сразу не подумал?»

Эта мера действительно помогает на какое-то время. Но в чем-то Александр прав. Дорогие родители, нападение на территорию консульства — недружественное поведение, которое может повлечь симметричный дипломатический ответ! Хотя трудно, конечно, представить корейских подростков, обрывающих сад посольства России в отместку… Так что не удивлюсь, если красивое здание купца Колмакова просто тоже обнесут забором, как и сотни других красивых зданий в нашем городе.

Все потому, что не хватает настоящих казаков! Молодые ребята в форме — центр этого праздника и стержень его порядка. На набережную специально свезли огромную кучу снега, чтобы поиграть с мальчишками в захват крепости — кто первый поднимется и схватит флаг на вершине снежной горы, тот и победил. Понятно, что для честной игры всем нужно стартовать с земли. Но многие мальчишки пытаются хитрить и залезают на гору до команды. Тогда казак Вадим Недоступ строго показывает им кнут и угрожает задать трепку. Работает! Дети смеются, но казака слушаются.

На одной из локаций праздника казак учит желающих орудовать шашкой: дети с размаху разрубают пластиковые бутылки, наполненные водой. В меня летят брызги.

— Это тоже народная русская игра? — расстроенно осматривая забрызганный пуховик, спрашиваю я.

— Да, конечно, — отвечает мне веселый казак Денис. — Просто раньше традиция была такая: вместо бутылки ставили ветку, на ветку надевали казачью шапку. И рубили ветку тонко, до тех пор, пока шапка не опустится совсем. Ну, а сегодня мы используем бутылки, они удобнее.

Вокруг казака горы поврежденного пластика. Демонстративно осмотрев их, я у Дениса строго интересуюсь: куда весь этот пластик отправится потом?

— В переработку, — заверяет казак. — Мы всегда сдаем мусор в переработку, заботимся о природе.

Мое сердце, несмотря на окружающую влажность и прохладу, от этих слов, конечно, оттаивает.

Огромная очередь собралась и на локации, где двуручной пилой каждый желающий может отрезать себе небольшой спил березы. Это несложное действие вызывает у людей восторг. Некоторые пытаются пилить березу одной рукой, а второй снимать происходящее на телефон. Не меньше желающих потаскать на себе коромысло с грузами — в очереди стоят даже мужчины. Eще людям нравится кидать через голову валенки, играть в лапту и даже драться стенка на стенку до первой крови.

— Масленицу помню с детства, — рассказывает прогуливающаяся по набережной Зоя Ивановна. — Я родилась в уральской деревушке. Мама в день Масленицы пекла блины. Такое было счастье, утром просыпаешься, а они тебя уже ждут. Eшь сколько влезет! В деревне ставили качели — столб такой, на котором было можно кататься. Сейчас праздник, конечно, масштабнее. Но на самом деле, сколько себя помню, Масленицу встречали всегда.

А что об этом думает церковь? Богородично-Рождественский Ильинский монастырь пригласил участников языческого праздника к себе. Давали концерт и поили чаем в честь Прощеного воскресенья. Масленицу здесь интерпретируют как возможность повеселиться перед постом.

Чай здесь удивительный, вода вскипячена в гигантском самоваре на углях, она пахнет дымом. Настоящий напиток древних времен. А прихожане дружелюбно рассказывают, что на территории монастыря скоро откроют библиотеку — выиграли грант, там можно будет почитать религиозные и патриотические книжки.

Наверху в монастыре тихо и уютно. Но нам нужно спускаться. Скоро будут сжигать чучело. В этом году его сделали нарочно не похожим на человека. А красивые человекоподобные куклы, символизирующие зиму, поставили подальше от костра. Это конкурсные работы горожан, жечь их не будут, с ними фотографируются.

В завершение праздника казак Вадим Недоступ собирает всех вокруг чучела, призывает поднять руки и отправить всю негативную энергию в разгорающийся костер. А потом заводит вокруг него веселый хоровод.

— Eсли бы у меня была возможность показать иностранцу Россию, то я бы непременно привел его на этот праздник! Вот где можно показать смекалку, силу, блинов полопать, себя показать и на других посмотреть, — радостно говорит Вадим.

А в это время из зеленого особняка выходит Александр в элегантном костюме, поправить строительную ленту. Что он подумал, глядя на то, как мы, современные и цифровые, пляшем вокруг горящего чучела, никто не узнает. Потому что Александр очень воспитанный.

ФОТО ДEНИСА МОРГУНОВА

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта