Много ли пользы от рейтинга?
Чем ближе выпускные и другие экзамены, тем чаше можно слышать от учителей, что в неуспеваемости ученика виноваты родители.
Это отцы и матери недоглядели, недоконтролировали, недовложили денег в репетиторов. А школа что? Она свои функции выполнила — уроки провела, задания задала. Не успел, не смог, не понял — твои проблемы. Пока моя дочь училась в школе, я не раз слышала от ее учителей фразу: «Нам за это не платят». Любые попытки выяснить, что же делать, если ребенок не понял тему, заканчивались равнодушной рекомендацией — нанимайте репетитора. Несколько лет я пыталась достучаться до учителя математики, искала подходы. Бесполезно. Более того, мои многочисленные попытки найти контакт привели к обратному результату — учитель стала срывать недовольство на ученице и упрекать ее в том, что мама постоянно задает какие-то вопросы. Что ж, не хотите — не надо. Боролись своими силами. Троечку вытянули. И после хотелось забыть все эти мытарства, как страшный сон.
И вот недавно в транспорте я случайно встретила нашу учительницу математики. Разговорились. Делить нам теперь с ней нечего. И я задала вопрос, который мучил меня все это время: так что же мне надо было сделать тогда, чтобы помочь дочери?
— Да ничего тут не сделаешь, — ответила она. — У учителя просто нет времени и возможности заниматься с каждым. Eсли дело так пойдет и дальше, то на будущее освоения курса математики можно смотреть только с пессимизмом. Темы усложняются, требования возрастают, а часов для обучения становится меньше. Раньше алгебра и геометрия в старших классах были почти каждый день, еще и учились по субботам. Сейчас один день из учебной недели вычли, а потом вместо математики ввели дополнительный час физкультуры. И попробуйте объяснить за четыре часа то, на что раньше давалось шесть. Конечно, подросткам надо двигаться, но зато математику нельзя изучать галопом. Перспектив в таком ускоренном изучении не вижу. Только и остается, что натаскивать детей на EГЭ. Без репетиторов тут не обойтись. Ученикам они нужны, чтобы получить балл повыше для поступления в вуз, а школе — чтобы заработать рейтинг. При таком подходе сил на то, чтобы подтягивать слабых, не остается. Да и зачем их подтягивать? Eсли ребенку не дано понимать математику, то он никогда ее знать не будет. Троечки ему достаточно. Со способными заниматься выгодней. И школе, и учителю. За высокий рейтинг можно получить доплату и дополнительное финансирование.
В институте образования НИУ Высшей школы экономики выяснили, что повальное увлечение рейтингами — следствие тренда, утвердившегося 10-15 лет назад в социальной сфере. Он предполагает использование бизнес-инструментов, в частности, ключевых показателей эффективности. То есть оценивается, сколько денег вложили и какую прибыль от этого получили. Да, закон об образовании по- прежнему предусматривает нормативно-подушевое финансирование, то есть деньги школе выделяются по количеству учащихся, независимо от того, каких результатов те достигают. Но школы, занимающие верхние строчки рейтинга, получают дополнительные гранты и премии, им в первую очередь достается лучшее учебное оборудование. В этой добавке, конечно, все заинтересованы, поэтому больше внимания уделяется лидерам. Но при этом исследование НИУ Высшей школы экономики, итоги которого опубликованы в прошлом году в одном из номеров журнала «Огонек», показало, что вклад самой школы и учителей в достижения учеников оказывается не таким значительным: дети чаще развивают свои таланты на дополнительных занятиях и с репетиторами, чем в стенах обычной школы. Рособрнадзор протестировал и уровень квалификации педагогов. Оказалось, что почти четверть учителей истории, экономики, русского языка и литературы получили неудовлетворительную оценку. По математике и информатике не справились с заданием 50 процентов преподавателей. В Общероссийском профсоюзе образования такие результаты считают спорными, но сомнения закрадываются. Конечно, учителя и школы бывают разные. Вот только репетиторов для подготовки к EГЭ почему-то приходится нанимать старшеклассникам во всех школах — и с высоким, и с низким рейтингом.