Это мужской, мужской, мужской мир
«It’s a man’s, man’s, man’s world» — песня Джеймса Брауна, которая вошла в зал славы «Грэмми» и в список 500 величайших песен всех времен. Любитель выпить и прямо говоря, бабник Браун написал гимн всем женщинам на свете. Самые удивительные вещи нередко создают люди, от которых их совсем не ожидаешь.
Феминизм борется за то, чтобы женщины создавали этот мир наравне с мужчинами. Но Браун знал, что они принимали в этом участие всегда. Ничего из того, что создали мужчины, не имело бы такой цены, не будь в этом мире женщин. И в этот недавний мужской, мужской, мужской праздник их бережный и любящий взгляд — чувствовался.
Несложный способ проявить патриотизм
23 февраля был большой выбор зрелищных мероприятий. Можно было попасть на праздничный концерт ансамбля Росгвардии, посмотреть автомобильные соревнования сотрудников ДПС, сходить в театр или поздравить композитора Валерия Серебренникова с днем рождения. Он будто специально выбрал для концерта в ДК «Нефтяник» не самое ходовое время — три часа дня. Не пересекся ни с Росгвардией, ни с театром.
Мы знаем Валерия Серебренникова, знаем, что он член Союза композиторов России, что его композиции исполняют почти на каждом региональном празднике, знаем, что он пишет оперы, музыку к театральным постановкам, для хоров и вокалистов. Конечно, знаем и то, что сам он прекрасно поет. И почти наверняка слышали его песни о Тюмени… Несмотря на это, собрать полный зал «Нефтяника» композитору не удалось. Он интеллигентно, намеком дает понять, что в зале собрались в основном его друзья.
О том же, но более прямолинейно, мне говорила певица Инга Лударева на ее юбилейном концерте. Обидно слышать это не только потому, что это наши, тюменские творцы: мне кажется, посещение этих концертов было бы прекрасным проявлением патриотизма, о котором так часто и правильно говорят, со стороны тех, кто о нем говорит. А еще и потому, что заметно, сколько труда вложено в эти авторские концерты. Скорее всего, сложно организовать такое действо: с приглашенными из разных городов гостями, хоровыми коллективами, выступить самому — и при этом самому же побеспокоиться о наполнении зала. Отдельно жаль, что многие люди не имели удовольствия слушать эти концерты, даже если бы захотели, ведь рекламы почти не было. Увы, среди многочисленных талантов Валерия Серебренникова, по всей видимости, нет таланта пиар-менеджера.
Впрочем, это я ворчу. А концертный зал хоть и не был полным, зато был любящим. Антонина Маркова, автор множества стихов, для которых Валерий Серебренников написал музыку, — стала второй по важности героиней концерта. Композитор то и дело выделял ее имя и просил зал одарить ее аплодисментами.
— Иногда к стихам Антонины Марковой нужно только слегка прикоснуться музыкой, — говорит Валерий Серебренников. — Потому что в них уже есть мелодия.
Благодаря этому творческому союзу в одном из городов России (композитор суеверно не сказал в каком, чтобы все точно получилось) скоро сыграют оперу «Снежная королева». Яркие отрывки из нее прозвучали на сцене.
Сделать из мужчины человека
Премьера спектакля «Маугли» в театре кукол состоялась 22 февраля. Режиссер Наталья Явныч признается: постановка готовилась год, а репетировали ее три недели. Все время ушло на шикарные декорации (что дети? взрослые обомлели!) и уникальных кукол. «Как живые» — известное клише. Но подобрать более точные слова сложно. Персонажи на сцене действительно оживают. А кукла Каа — многосоставной механизм. Она заставляет зрителя поверить, что огромная, во всю сцену, змея постоянно перетекает, двигается и гипнотизирует нас.
Благодарить за это рукотворное чудо надо главного художника театра кукол Сергея Перепелкина и команду бутафоров. Мы и благодарим, Наталья Явныч требовательно просит выйти Сергея Перепелкина на сцену и получить овации.
Впрочем, кукла Маугли не просто как живая: она воплощена в нескольких вариантах. Малыш с растрепанными волосами, подросток (есть еще и кукла-дублер на лиане), юноша и… настоящий артист Александр Ганичев. В конце концов, когда главный герой влюбляется в девушку из индийской деревни, он делает выбор быть человеком. Наталья Явныч показала это прямолинейно. Полюбил — и превратился из куклы в мужчину.
Снова увидеть, как любовь превращает диких, но симпатичных Маугли в людей можно будет уже в марте.
Женский взгляд на Eршова
Выставка иллюстраций к будущему переизданию сказки «Конек-горбунок» Петра Eршова открылась во вторник в зале областной Думы. Автор работ Ольга Трофимова, театральный художник, член Союза художников России, Союза дизайнеров России, Союза театральных деятелей России.
Художница подошла к этому с особенным чувством ответственности. Прежде чем начать работу, много ездила по родным местам писателя, ходила в музеи, изучала быт, цвета тканей, архитектуру и пейзажи.
— Много замечательных художников иллюстрировали сказку, но наиболее ценна работа наших земляков. Художники, живущие в Тюменской области, особенно чувствуют произведение, — говорит Андрей Артюхов, первый заместитель председателя областной Думы. — По работам Ольги Трофимовой можно сказать, что Конек-горбунок вернулся домой.
Действительно. И Чудо-юдо рыба-кит на своем горбу везет тобольские холмы, и Ванечка стоит у избушки со знакомой нам сибирской резьбой, и глазеют на волшебного конька бабы на фоне тюменских ковров.
Иллюстрации выполнены акварелью. До этого сказку таким образом иллюстрировала только семья художников Траугот. Но разница очевидна. У художников в работах много воздуха и света. А у Ольги Трофимовой — деталей и насыщенных цветов. Вкладывает она в работу и свою философию.
— …Третий вовсе был дурак. Ребята, а дурак — это кто? — спрашивает она у школьников, первых посетителей выставки.
— Тот, кто делает глупые вещи! — выкрикивает мальчик.
— Необязательно глупые. Просто вещи, которые никто не понимает. Но необычно мыслить, смотреть на все под другим углом совсем неплохо, — говорит она ему.
Завершается экскурсия последней страницей будущей книги — на ней изображен сам Петр Eршов. Таким, каким мы его еще не видели.
— Eсть знаменитый портрет писателя, но там он в зрелом возрасте. А свою сказку он написал будучи совсем молодым. Мне захотелось изобразить его именно таким, — объясняет Ольга Федоровна.
Обратить внимание на такую деталь, конечно, могла не только женщина. Однако случилось именно так, и благодаря художнице у нас, возможно, сформируется новый образ Петра Eршова — молодого, задорного, нестандартно мыслящего.
***
фото: Иллюстрации Ольги Трофимовой ;Школьники знакомятся с выставкой ;Ольга Трофимова ;Любовь превратила Маугли в человека ;Работа главного художника театра кукол Сергея Перепелкина.