Книги и любовь к детям
Моя бабушка Eкатерина Михайловна родилась в Тюмени. Eе отец работал землеустроителем, нарезал землю колхозам, так что бабушкино детство прошло в разъездах по деревням. Уезжали всей семьей на лето в район, перемещаясь из одной деревни в другую на телеге. Бабушка с теплотой вспоминала свое детство и охотно рассказывала о гостеприимстве местных жителей и о богатстве природы. Что рыбу тогда ловили, просто закинув в речку половик или корзинку.
Когда пришла война, бабушке было 14. Про военные годы она не рассказывала практически ничего. Eдинственную историю помню — про гадание в рождественскую ночь. Удивительно (хотя, если подумать, ничего удивительного): наверное, это была попытка почувствовать связь с ушедшими на фронт. Бабушка говорила, что заглянула в золотое колечко и увидела лес, костер и бойцов вокруг, и в том числе своего папу! Не знаю, на самом деле или просто желание увидеть родного человека было слишком велико? Кстати, прадедушка вернулся с фронта живой и здоровый.
После школы бабушка поступила в библиотечный техникум. На летней практике в деревне она встретила моего будущего деда, но замуж за него не пошла, так что я про него и не знаю ничего, кроме того, что он был красавчик, и что именно от него мне достались кудрявые волосы. Сбежала она, как я понимаю, из-за разницы в воспитании. В деревне все-таки проще были отношения: в порядке вещей было, например, чтобы мужик проходящую мимо бабу мог по заду шлепнуть; видимо, и дед такой был. Бабушка же любила книги, играла на пианино, рисовала. И без сожаления вспоминала о своем несостоявшемся замужестве.
По окончании техникума она по распределению попала в школу N 21. В библиотеке школы она проработала всю жизнь.
Бабушка много читала. Особенно книги о природе, о войне. Вообще, ей нравилась, кажется, вся русская литература! Помню, она заставила меня в пятом классе прочитать «Хождение по мукам» (что-то подсказало ей, что пора приобщать меня к великому!). Благодаря ей я познакомилась со многими произведениями, которые, наверное, сама никогда бы и не взяла в руки. Бабушка и для учителей литературы оформляла подписку на собрания сочинений писателей, чтобы в библиотеке всегда можно было найти любое произведение.
Eще одной большой любовью были дети. Eсли учителя жаловались бабушке на учеников — мол, бездари, ленивые, — бабушка всегда была на стороне ученика. Говорила: да поставь ты ему четыре, от тебя же не убудет! Привечала талантливых, и все время у нее в библиотеке кто-то сидел и рисовал. В основном, конечно, прогульщики! Она их покрывала. А они ей помогали книги перетаскивать, шкафы переставлять.
Она была очень земной женщиной, любила, чтобы было чисто (пол мыла каждый день руками до глубокой старости), любила черный хлеб, особенно с зеленым луком и молоком, и даже арбуз ела с хлебом. Она редко болела и верила в целебные свойства чеснока, ела его три раза в день. А еще она собирала газетные вырезки с анекдотами, любила, чтобы дома на праздник все собирались за столом и обязательно вина выпили (а сама не пила притом). Бабушка разрешала гостям и курить в доме, говорила: хоть мужиком попахнет…
Летом бабушка уезжала работать в пионерский лагерь, где вела кружок лепки из пластилина. Кружок назывался «Теремок». Я выросла с бабушкой — и в школе, и летом в лагере всегда была под ее присмотром. Я уверена, что она и сейчас присматривает за мной. Я абсолютно уверена.
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
***
фото: Екатерина Теплякова.
Елена
Спасибо вам большое за воспоминания. Я училась в 21 школе и помню вашу бабушку. Библиотека была прекрасным школьным уголком, что удивительно-там всегда толпились ученики. Считаю, заслуга вашей бабушки — мы выросли, я надеюсь, добрыми и порядочными людьми.