X

  • 03 Декабрь
  • 2024 года
  • № 134
  • 5633

Путешествие паломника в Индию

Состоя тринадцать лет в одной из организаций, замешанных на культуре Индии, я однажды попала в эту страну. В три города, куда ездят паломники, — Тирупати, Майяпур и Вриндаван. Eздили тремя супружескими парами. Делюсь впечатлениями.

День первый. Тирупати

Приключения начались почти с порога. Мы сидим в аэропорту в Магнитогорске — нашего гида все нет. Оказалось, он уже почти подъехал и вдруг обнаружил, что забыл деньги. Пришлось возвращаться. А пути на полчаса, не меньше.

Прилетели в Москву. Шереметьево, конечно, манило и звало: и народец разношерстный, и магазинчики-кафешки, но у нас было время только на попить воды- передохнуть, и мы галопом летели до нужного терминала, чтобы сдать багаж, пройти контроль на самолет в Дели. Но я уже чувствовала отрыв — все, живая картинка! Начинается! Скорость, движение, столичные и иностранные модники!

Летели шесть часов, прилетели в лето и… в замедленную съемку. В делийском аэропорту все ходят медленно, вплоть до уборщика со шваброй и ленивых стражей с автоматами. Сам аэропорт — в стиле наших 70-х: панно с символическими изображениями танцоров и йогов, квадратные архитектурные формы. Правда, там были статуи: слоны выше собственного роста, на стене — огромные кисти рук с мудрами. Ну и экзотические наряды публики: мужчины в тюрбанах, женщины в сари… Мы со спутниками насмотрелись на них, девять ночных часов мучаясь на лавочках — дожидаясь самолета до Тирупати и ни разу не выйдя на улицу. Нельзя выходить…

В самолете до Тирупати я разглядела за взлетной полосой огромную статую Шивы — все впечатления от Дели… Ну, прощай пока, Хастинапур, столица мира. Мы даже земле твоей не поклонились — по переходу нырнули в самолет. В индийском самолете индусы какие-то все мало того что темные, но еще и в темном, почти черном пигменте. Это некрасиво. Очень много и громко говорят. Ленивые, даже какие-то развязные стюардессы — контраст с нашими вышколенными и напряженными. Вкуснючий дал (гороховая каша со специями) — не острый. Пассажиры пакеты и прочий мусор бросают прямо на пол. Когда мы выходили из самолета, я была в тихом ужасе от бумажного наста.

Но зато пото-о-ом…

Тирупати-и-и-и! Уже в аэропорту — море зелени и экзотических цветов, мягкое южное солнышко и ветерок. Eдем на такси и визжим с Ксюшей от удовольствия созерцать эту красоту. Да еще огромные разукрашенные во все цвета радуги и наряженные в мишуру и кисти грузовики, да еще коровки и лавки-домики по обочинам, да еще горы вдалеке — те самые, на которые нам подниматься завтра, и терпкий пьянящий запах юга — как на Кавказе от кипарисов и прочих экзотических растений. Южная Индия необыкновенно хороша: яркая, пахучая.

Поселяемся в гостинице. Комнатки, конечно, не ахти: нет горячей воды, кровати очень твердые. Но хотя бы есть ведро с ковшом, слив в унитазе и вентиляторы, которые стучат ночью, — невозможно и без них, и с ними.

Обследуем территорию, кормим коровок в маленьком загончике, пытаюсь поесть в ресторане — там все невыносимо остро. Приходится жить впроголодь: лепешки и ласси (сладкий йогурт). Наберем фруктов завтра, что-нибудь еще отыщется. Завтра идем в храм к Баладжи — одной из форм Вишну — попрошайничать об исполнении желаний. Он исполняет все: и материальное, и духовное.

День второй. Тирумала. Баладжи

Утром в темноте, часа в четыре (в Индии темнеет и светлеет моментально — без сантиментов, в пять утра — быстрый рассвет, в шесть вечера — быстрый закат), выходим босыми — идем на паломничество к Баладжи. Наш гид меня предупреждал, что будет нелегко, предлагал поехать на автобусе (он в третий раз идет), но я ж не думала, что настолько тяжко, думала, что к храму надо идти ножками. Идеалистка. Я потащила вместе с молодыми центнер своего тельца пешком, босиком — в гору. Конечно, в первый и последний раз, потому что и сама измучилась, и деток подзадержала-набеспокоила (две молодые пары моложе нас с мужем на 20 лет). В начале пути — легкая эйфория, конечно. Мы с Вовой подались на обочину теленка гладить. Знала б я, сколько идти, — не бегала б по сторонам…

Было жутковато идти мимо продавцов монет и попрошаек в подземке: первые уговаривали купить, тараторя без передыху, вторые тянули руки. Я вообще старалась не смотреть на них, особенно на вторых. Я не люблю попрошаек и заранее готовила себя к тому, что буду опускать глаза и идти напролом, не обращая на них внимания. Но все равно жуткое зрелище… Когда подошли к воротам, откуда начинается восхождение в гору, меня накрыло древностью и архитектурным величием.

Мы с мужем, еще не зная значения путевых столбов, решили на перевале, где народ обедал, что вот уже дошли. И я гордо отказалась есть, думая, что в храм сытая не пойду. Ага. Это была только треть пути. И уже дальше, забыв о гордости, я лопала все что можно: сладкие кукурузные лепешки, соленое молоко с кинзой (все вкусно), долгожданную папайю, килограмм которой, по словам одной подруги, вылечивает печень (невкусно, но полезно. Кстати, во фруктовом салате папайя очень даже ничего). На том перевале насмотрелись, как местные индусы после еды чистят зубы — носят с собой зубные щетки. Очень долго чистят. И у них жемчужные зубки — практически у всех идеальные! В Майяпуре и Вриндаване таких уже почти не встретишь. Особенно детки белозубые. Там поднималась одна особа королевских кровей лет пяти, у которой улыбка не сходила с лица, — просто закачаешься, какая прынцесса! А еще индусы с нами здоровались, фоткались, заговаривали. В тех краях наш брат — редкость… А еще они кричали «говинда», ставили на каждой ступени маленькую камфорную свечку и смазывали ступени красной и желтой красками, то есть — поклон за поклоном каждой из 3500 ступенек!

Говорят, раньше в храм народ вообще поднимался по другой стороне, более крутой и без навесов. А здесь — тень от крыши, водопровод-туалеты, торговля, но все равно сколько бы я ни передыхала, сколько бы ни пила и подкреплялась, силы иссякали.

Пока шли, насмотрелись на красоты Тирумалы — горы, по которой шли к Баладжи. Говорят, она — сам Аната-Шеша, змей, на спине которого спит Вишну в молочном океане. Я просила его проявить себя, и мне показалось, что гора вздохнула. Ну, мне много где много что казалось — все почти напишу, а вы уж хотите — верьте, хотите — нет. Видели обезьян с ирокезом, птицу с длинным хвостом-шлейфом, бабочек с огромными крыльями, парящих на лету, юрких бурундуков и непушистых кошек, в конце пути был парк с пятнистыми оленями. С горы смотреть вниз — захватывающее зрелище: все в густой растительности, деревья, усеянные цветами, лианы…

Продолжение следует.

ФОТО АВТОРА

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта