О женщинах и автомобилях
Джип как кольчуга
В художественном салоне, что размещается в торговом центре на углу улиц Первомайской и Герцена, сотни картин. Главным образом, пейзажи: леса, поля, горы, реки. Eсть морские сюжеты — с парусниками и без оных. Eсть жанровые картины, есть Тюмень в разных вариантах. Eсть даже буровые установки, в том числе и для глубокого бурения. Нет только полотен с изображением автомобилей.
— Вы так не любите автомобили? — спрашиваю хозяйку салона Альбину Харитонову.
— Картины такие спросом не пользуются. Поэтому художники чаще рисуют парусник. Из транспорта только автобусы и трамваи, — говорит Альбина Алексеевна. — А я, напротив, обожаю машины. И ездить на них обожаю.
— И ремонтировать? И делать ТО? И мыть машину, в конце концов? — продолжаю я перечислять круг непременных обязанностей автовладельца.
— Ничего подобного я не делаю. Это все делает мой муж. А я только езжу. И, кстати, вожу его на пленэр в какие-нибудь красивые местечки, которых полно вокруг.
— Далеко ли путешествуете?
— Не дальше Тобольска или Нижней Тавды. Для меня самое главное — процесс вождения. Я за рулем и прекрасно себя чувствую. И у меня хорошее настроение. Муж пишет, а я любуюсь природой. Восходы и закаты… Лебеди на пруду… Красиво!
— И мужчины-водители, которые всегда придираются к женщинам за рулем, вас не обижают?
— Нет. У меня большая машина, джип «рэндж ровер». Разве вы не замечали, что мужчины выбирают мишенью для придирок девушек на маленьких машинках? Видимо, крупный транспорт сам по себе вызывает у мужчин уважение. Я даже советую девушкам: пересаживайтесь на джипы, и никто вас словом не заденет.
— По-вашему мужчина-автомобилист, поглощенный процессом движения, просто не видит, кто перед ним или кто рядом с ним? А видит только жестянку на колесах?
— На дороге — да. А кто меня видит, когда я в машине сижу?
— Автомобили вам в принципе нравятся. А человек вместе с автомобилем?
— Что вы называете «человеком вместе с автомобилем»?
— Я думаю, что автомобиль, если человек в нем, можно воспринимать как некую одежду. Например, пальто или платье?
— Нет-нет. Когда я выбираю или покупаю автомобиль, это не платье. Для меня это — безопасность. Вот поэтому я говорю, что девушке на большом автомобиле — безопаснее.
— Потому что кольчуга?
— Как ни странно, мужчины ей быстрее уступят дорогу, значит, ей еще безопаснее.
ДТП. Вид из окна
Салон Харитоновой — на третьем этаже. Он как бы нависает над перекрестком, который давно пользуется в городе дурной славой. И когда я шел на интервью, светофорный столб у перекрестка словно обнимали два покореженных автомобиля. Не мог не спросить: в каких ДТП Альбине Алексеевне приходилось участвовать?
— А ни в каких, — довольно улыбается галеристка. — Я всегда помню: надо ехать по своей полосе. Надо быть серьезной за рулем и доехать из пункта А в пункт Б.
— И вы никогда не нарушаете ПДД?
— Стараюсь.
— ?!
— Ну есть у меня нарушения, но они такие… спорные. Помню, был праздник, полно народу. Все машины ползут, и я тоже. И стоит девушка у перехода. Я медленно проезжаю мимо нее, и вдруг меня останавливает какой-то мужик в погонах: «Вы нарушили!» Да она даже не ступила на переход!
— Значит, вы правила нарушили?
— «Не пропустила пешехода», — Хавритонова передразнивает инспектора. — Какое там! Но штраф заплатила, чтобы меня оставили в покое. Да елки-палки!
Впрочем, один аварийный случай моя собеседница все же извлекла из своей памяти.
— Был случай, но водитель, который врезался в мою машину, был глубоко неправ. Он поворачивал там, где поворот запрещен, где можно было ехать только прямо. Я и ехала прямо. Хорошо, что у меня машина крепкая. И страховка КАСКО, так что с ремонтом тоже хлопот не было. Нет, — повторяет она. — Я люблю водить. А еще я люблю пробки. Автомобильные.
— Неожиданно… Видимо, вы никогда не торопитесь?
— Один раз в жизни торопилась. Везла внучку в бассейн, мы опаздывали. А в остальных случаях могу включить музыку и думать о работе.
Из всех искусств…
— Вы профессиональный галерист?
— Я — строитель. ПГС, промышленное и гражданское строительство. Работала в «Газпроме» и курировала строительство коровников в подшефных колхозах. Я и рисовала тоже, но никогда не выставлялась.
— Как сочетаются в вас такие разные начала — любовь к вождению автомобилей и любовь к искусству?
— Я вижу красивое. Я ощущаю скорость, движение автомобиля. Приоритет всегда тому, чем я занята в данную минуту. Хотя бывает, что из-за красивой картинки за лобовым стеклом я пропускаю поворот.
— Что в движении нашего города вам нравится или не нравится? Улицы? Пробки? Автомобили?
— Нам присылает свои работы художница из Пензы Наталья Киреева. Она рисует улицы разных городов. Я хотела бы видеть в своей галерее подобные картины, посвященные улицам нашего города.
— Ну вот, мы заговорили, наконец, об искусстве.
— Я рисовала и портреты писала. Но я очень давно не берусь за кисть. И, вы знаете, начала скучать и думать — не вернуться ли? Но если я опять начну писать, то стану это делать для себя. Ни за что не выставлю свои работы.
— Почему?
— Вокруг много талантливых художников.
— В вашем салоне столько работ, что и вы не назовете точного числа…
— Мы давно не считали.
— Какую из этих картин вам не хотелось бы продавать? Пусть бы она всегда висела здесь и радовала вас своим присутствием?
— Но разве я могу желать зла художнику, нарисовавшему ее? Мне очень многие работы нравятся. Я обожаю Чепенко Ирину, Голубецкого, Шадрина — он скоро приедет снова. Много у меня любимых живописцев. Eсть и небольшие художники, как говорится, невысокого полета, но и у них бывают работы потрясающие. В плане живописи я всеядная. Люблю то, что выставляется у нас.
— Тема «женщины за рулем» породила бесконечное количество текстов — байки, случаи из жизни, анекдоты. Eсть у вас любимый анекдот?
— Eсть. Он чисто женский. Девушка рассказывает: «Все мужчины такие дураки. Я, например, всегда еду только по полосочке. А мужчины на дороге мечутся — то вправо, то влево. Но я — только по полосочке».
— Альбина Алексеевна, по двойной, что ли?
— Скорее всего.
***
фото: Альбина Харитонова.