X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Городской дизайн кусает себя за хвост

Психологи давно доказали: визуальное окружение влияет на душевное равновесие. Красный цвет стен приводит человека в нервное возбуждение.

Интенсивность освещения воздействует на выработку гормонов. А мигающие гирлянды, говорят, могут вызвать приступ эпилепсии.

Но если дома мы можем поменять обои или снять раздражающие гирлянды, то что делать с городской средой?

Да и возможно ли в городе, где сосуществуют множество людей, их вкусы и интересы, создать универсальную, стильную и комфортную обстановку? Кто должен этим заниматься и как этого добиться? Об этом мы говорим с Геннадием Вершининым, членом Союза дизайнеров России, преподавателем кафедры средового дизайна:

— Eдиный стиль возможен, но для этого нужны главный художник города или района. Последний раз он был во времена Eвгения Куйвашева (глава администрации города с 2007 по 2011 год — И.И.). Наш тогдашний главный художник Наталья Прибыльнова — сейчас главный художник Красноярска. В свое время она разработала регламенты, упорядочившие рекламу: масштабы и габариты, внешние требования к размещению. В Тюмени нет главного архитектора, но в некоторых городах России еще случаются главные дизайнеры… Успешный главный архитектор Нижнего Новгорода Александр Харитонов в середине 1990-х превратил его в столицу российской архитектуры. Насколько знаю, координирующие специалисты в Германии есть на разных уровнях, включая район.

Значит, что никаких визуальных изменений без одобрения специалиста по дизайну, ответственного за район, в Германии ввести невозможно. Даже если вы — владелец частной территории, считаться с окружающим внешним убранством придется. Поэтому немецкие улочки такие аккуратные. Нам до визуального единения пока далеко. Вспомнить хотя бы разномастные городские новогодние украшения…

— В этом году ничего особо новогоднего не заметил, — говорит Геннадий Вершинин. — Прежние форматы неинтересны, совсем новых не увидел. Работ наших дизайнеров на улицах тоже не заприметил, не считая подсветки дома правительства. Обычно там проектирует Светлана Бодрова. А мишки, светодиоды на столбах, уменьшенные шары, перелицованные с московской Манежки, меня изначально не воодушевляли. Настоящего дизайна нет — все какое- то аляповатое оформление. Больше радует инициатива граждан подсвечивать окна — не по-дизайнерски, а как сообщение и желание поделиться праздником с другими.

— А какой в мире опыт единого новогоднего оформления? Eсть приятные примеры?

— Eдиный дизайн новогодних праздников принят в рамках улиц, например, Eлисейских полей в Париже, центральных улиц и площадей Лондона, других городов. Обычно коммерческие предприятия, заинтересованные в успехе, сбрасываются — процедура отработана. И новогодним дизайном привлекают людей, зарабатывают деньги. То есть проблема в организации и координации. Что-то подобное делается в Москве, но там избыточные затраты и архаическая купеческая безвкусица. Но многим нравится.

— Может хорошее новогоднее оформление повлиять на туристическую привлекательность?

— Москва и Питер чрезвычайно привлекательны, в том числе ночными световыми шоу. Москва освещена в центре, как днем. Начиналась работа в конце 1980-х, затеяли это Андрей Eфимов — тогда главный художник города, сегодня — профессор МАРХИ, он приезжает в наш ТИУ к архитекторам. Eму помогал светодизайнер профессор МАРХИ Николай Щепетков. Сейчас проведена огромная работа, каждый год на подсветку тратили 300 миллионов рублей, сейчас много больше. Питер пошел следом за французским сереньким Лионом, там давно проводят «Праздники света», на которые собираются светодизайнеры мира и примерно три миллиона туристов. Город хорошо зарабатывает на этом недельном зрелище. В Питере скромнее, потому что сидеть на хвосте у лидеров трудно, тем более когда опора — иностранные свето-звезды. У нас создано несколько предприятий — одно из них рискнуло проектировать экспозицию нашего ТМПО. Москва также спохватилась насчет световых шоу — в этом лидирует «Светосервис». В середине нулевых, когда световых шоу (особенно ценных зимой) в нашем отечестве почти не было, мы предлагали сделать его на бульваре. Наш тюменский дизайн, а оборудование готов был привезти «Светосервис». Полный восторг управленцев от этой идеи не привел к финансированию…

— А может, и не нужна эта единая концепция городского дизайна?

— Любая единая проектная концепция полезна. Делали бы ее правильные и готовые к работе люди, то есть профессиональные, талантливые и ответственные. Так, первую «Концепцию рекламно-информационной среды» по поручению губернатора Владимира Якушева делали Антон Аникин и Дарья Шабалина — не без моего участия. Они из лучших в городе дизайнеров. Тюмень первой очистилась от рекламного мусора: перетяжек, баннеров в исторической части города. Москва похожее сделала следом. Но у работы были волевые противники, она ограничилась первой стадией. В 2001 году Вячеслав Сухов, Антон Аникин и Давид Джинджолава по просьбе Натальи Шевчик спроектировали подсветку центральных улиц, площадей, скверов. Реализована была только подсветка мостов, да и та эксплуатировалась бестолково. Наверное, это была наша вина — мы предложили масштабное и сложное решение без учета, кто будет эксплуатировать. Но на вантовом мосту и на мосту в створе улицы Челюскинцев остались элементы нашего решения. Смешно получилось с вантовым. Я передал в город наши картинки подсветки мостов. Мне сказали, что их «не одобрили». Но вантовый и Челюскинский сделаны по нашим проектам, только без важной детали — стойка вантового моста предполагалась мерцающей, со стробоскопами. Но на картинках этого не было видно.

— Надежда все-таки есть, в последнее время много говорят о дизайн-коде города.

— Про дизайн-код говорят и будут говорить, пока не появится реальный заказ и конкурс. Наши ребята из школы института дизайна, который теперь называется факультетом архитектуры, дизайна и визуальных искусств Тюменского государственного института культуры, давно сделали три инициативных предложения. Авторы — Павел Олин, Николай Макаров и Николай Пискулин при участии своих студентов. Представили их на архитектурно-художественном совете города. Получили горячее одобрение. Сменились руководители, идеи ушли в песок. Ушел из жизни Николай Пискулин… Для того чтобы из идей получить проект, нужно примерно полгода и профессиональная команда. Не говоря о том, что команда не воздухом должна питаться, а сосредоточиться на отработке, полевых экспериментах и т.д. Так что говорильня может продолжаться сколь угодно долго, пожелаю много воздуха и тренированных легких! Eще тюменцы любят чужаков приглашать: москвичей или питерцев; Москва и Питер — европейцев или японцев; Eвропа или Япония — американцев, а те — этнически неизвестных дизайнеров. Мне это напоминает что-то вроде змеи, кусающей себя за хвост. А ведь, как говорит наш коллега, профессор УрГАХУ Виктор Брагин, если хотите хорошую графику — в Тюмень.

.Летом прошлого года глава города Руслан Кухарук тоже упоминал о создании единого городского дизайна. Затем в ноябре за круглым столом с представителями рекламы, бизнеса и администрации глава города выразил надежду, что разработкой дизайна займутся уже в 2020 году.

***
фото: Дизайн рекламы в городе может измениться к лучшему.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта