Поневоле стали близки
Примус пока еще никто не починял, заметили в музее- усадьбе Колокольниковых, где на прошлой неделе открылась выставка «История дома: коммунальная квартира.». Сразу скажу, что отсылок к булгаковскому роману «Мастер и Маргарита» вы здесь не найдете, но зато в полной мере ощутите дух советского быта.
Как говорят в музее, коммуналку здесь воссоздали впервые, хотя в истории купеческой усадьбы такой период был. Сегодня же она считается практически арт-направлением. У него немало поклонников: открываются кафе и клубы с интерьерами а-ля коммуналка, устраиваются тематические вечеринки, молодые поэты пишут о «чае с привкусом коммунальной квартиры»*, по сути, не имея представления о том, какой она была — жизнь в коммуналке.
Новая выставка для одних является возможностью вспомнить о времени, когда они повязывали красный галстук и спешили в школу, держа в руках непроливайку. Для других, кто о коммунальном быте может судить только по книгам и фильмам, это шанс почувствовать настроение, увидеть, как жили люди ушедшей эпохи, что их окружало.
Как рассказал Eвгений Бушаров, методист культурно-образовательной деятельности музея, рукомойник у входа в зал был изготовлен еще в царское время. Выставочные клейма на нем стерты. Некогда он стоял в армейских казармах, но и сейчас не потерял своих утилитарных свойств: если в него налить воды, то можно мыть руки. Рядом — зеркало, опасная бритва с костяной ручкой.
В соседней витрине — карточка Маргариты Петровны Вавилиной. По ее детским воспоминаниям, именно в этот дом приходил ее приятель Юрий Гуляев. Будущий певец садился за пианино и играл.
В гостиной — портновский уголок: педальная швейная машинка отставлена от стены, рядом манекен со сметанным пиджаком. Это все из истории про ссыльную латышку. К ней многие тюменские дамы ходили шить платья. Швея была вынуждена работать и по ночам. Соседи написали на нее жалобу, и ей пришлось отставить машинку от стены, чтобы соседи не слышали ее шума.
Eсть такая фраза, что жильцы коммунальной квартиры — это близкие поневоле. Но методист музея Анна Литовченко убеждена, что люди так выживали. Она рассказывает, что в зале, где сейчас работает выставка, жила большая семья. В единственной комнате с печью все соседи перед праздниками готовили выпечку. Печка еще неделю стояла теплой, согревая всех. Поддерживали друг друга как могли.
А что останется после нас, спрашиваю у сотрудников музея-усадьбы.
— Может быть, наши дети скомплектуют основы будущих выставок, — говорит Анна Литовченко. — Например, про 2020 год. А что на них покажут — вопрос открытый. Что бы предложили вы?
*»… В мире творится одно сумасшествие, смартфон в руке — в уме одни дыры. Начни триумфальное ума шествие! Выпей чай со вкусом коммунальной квартиры.», @tea_channel.
***
фото: Анна Литовченко рассказывает, как и чем жили обитатели коммунального дома по улице Республики. ;