X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Красота и разруха у нас в головах

Говорят, что стремление к красоте для людей естественно. А нашим шестым чувством вполне можно назвать чувство прекрасного.

Но откуда тогда берется подмеченная профессором Преображенским «разруха в головах», которая нередко выплескивается из них наружу? Что мешает нам тянуться к прекрасному? А может и ну его, не надо тянуться?

О красоте размышляли, играли, танцевали и пели на нескольких тюменских сценах на прошлой неделе.

О точном слове

Известные произведения великого великого Георга Фридриха Генделя прозвучали в пятницу в зале филармонии по-новому. Многие из них были переписаны специально для органа — главного украшения оркестра «Камерата Сибири».

Eго художественный руководитель и дирижер, заслуженный деятель искусств России и Украины Антон Шароев уже предпочитает работать на концерте сидя, но это не мешает ему тонко чувствовать музыку. И не только ее. После завершения очередного произведения из зала слышится радостный возглас. Вскрикнувшая четырехлетняя зрительница опасливо вжимает голову в плечи — Антон Шароев оборачивается в зал, уточняет:

— Как тебе музыка? Хорошая или плохая?

Девочка задумывается на несколько секунд и отвечает:

— Красивая!

— Какое точное слово, — хвалит ее Антон Георгиевич.

Он выводит девочку на сцену. Объясняет зрителям, почему прерывает концерт и считает это важным — ведь это, как ему кажется, может быть первым прозрением ребенка. Искренний восторг и понимание, что такое красиво. И дирижеру хочется, чтобы девочка запомнила этот момент.

— Но больше так не делай, на концерте надо слушать, а не кричать, — по-отечески учит он ее.

Конечно, можно присоединиться к немногим ворчащим на дирижера за то, что концерт был прерван. Но не хочется. Во-первых, потому что музыка была прекрасна. Во-вторых, ну как можно сердиться на искренне восхищенного ребенка? Особенно если сам искренне восхищен.

Причины страхов

В воскресенье в «Космосе» показали два спектакля хореографа Александры Балецкой. Один из них — авторский соло-проект «Снег-ты» на стихи Софии Парнок, спетые певицей LORA. Хотя соло он называется условно. Ведь здесь звучит живая музыка — играет гитара, солистка поет трогательные песни и непосредственно участвует в танце Балецкой. А второй спектакль хореограф считает очень личным, он называется «Мама, роди меня обратно».

Эта фраза вошла в словарь народных фразеологизмов. Как правило, она означает нежелание человека сталкиваться с тем, что происходит в окружающей реальности. Забавная и невыполнимая просьба к маме родить обратно имеет несмешной посыл — это одновременно желание вернуться к началу, укрыться или вовсе не появляться в этом мире.

— Роди меня обратно, чтобы не убить нашу любовь своим эгоизмом. Роди меня обратно, чтобы еще раз посмотреть в тот момент в твои красивые глаза. Роди меня обратно, чтобы мы пошли на том перекрестке в другую сторону. Мама, ради меня обратно, и я все исправлю, — анонсирует Александра Балецкая.

Анастасия Богданова

Спектакль получился эмоциональным. Вначале танцовщицы вывели на сцену нескольких зрительниц, поставили их на стулья. Все женщины такого возраста, что могли бы быть танцующим девушкам мамами. Растерянные зрительницы реагируют по-разному, но чаще ласково гладят прижавшихся к ним девушек по головам. Одна женщина пытается не заплакать и сжимает переносицу двумя пальцами. Но глаза ее все равно блестят.

Весь спектакль — это отношения дочери с мамой изнутри. В конфликтах, непонимании, авторитарности, желании и невозможности получить необходимое тепло — у обеих.

А «Снег-ты» — по сути, эмоциональное переживание невзаимной любви с помощью музыки, стихов и танца. Наш страх быть непонятыми, задетыми и обиженными зачастую побуждает превратиться в кого-то, о ком написала София Парнок: «Ведь ты не добрая, не злая, ведь ты, как сухостой, суха». Александра Балецкая выносит на сцену все наши страхи перед чувством, чувством любви. Холодная LORA, кажется, имеет огромную власть над играющей влюбленного юношу Балецкой. И в то же время, становится понятно — не имеет никакой власти. Спектакль заканчивается словами: «Я не беру даров обратно. Что ж делать? Я люблю тебя!»

…Кажется, если не позволять себе чувствовать и искренне жить, можно уменьшить боль. Как уменьшить все. И измельчать самим, в конечном счете, — тоже.

Анастасия Богданова

Проблемы землян

— Мы назвали наш музыкальный перформанс «Хьюстон, как же это красиво!», потому что считаем, что именно это фраза могла бы быть произнесена командиром «Аполлона-13» на Луне, если бы у них не случилось проблем, — говорит Максим Пазинич, солист проекта «Selfish sound». — Нам хочется, чтобы вы за проблемами и бытом не забывали поднимать голову вверх и вспоминать, в каком красивом месте мы живем. На какой прекрасной планете. Или просто иногда любовались звездами.

«Selfish sound» выступили в Конторе пароходства в воскресенье. На задник сцены транслируются кадры, сделанные NASA из космоса. Акустическая музыка и авторские песни соединяются с космическими звуками, это придает им почти инопланетное звучание… Хотя беспокоят музыкантов вполне земные вопросы.

— А сейчас я хотел бы сыграть песню не своего авторства, и надеюсь, что музыкант, ее написавший, не будет в обиде. А может быть, даже порадуется, — в завершении концерта говорит Максим Пазинич. — Хочу пожелать не забывать, что живем мы под одним небом. И еще, чтобы между нами было меньше конфликтов — экономических и личных, но больше любви.

Он спел песню украинской группы «Один в каноэ» — «У мене не- мае дому». Она о том, что люди ограждаются друг от друга стенами многоэтажек — как стенками сотов в большом улье. И придумывают себе все новые поводы для разделения. Заканчивается песня строками: «Мы люди такие. Люди мы».

Анастасия Богданова

…Трудно поспорить с выводами львовской группы: мы люди. И наравне со стремлением к красоте в наших головах нередко царит разруха, спровоцированная страхами. Возможно, навязанными еще с детства. Одно радует: выбирать, чему отдавать предпочтение, — все- таки решаем мы сами.

***
фото: Такие важные отношения с мамой ;Антон Шароев выбрал для зрителей лучшие произведения Генделя ;Оркестр «Камерата Сибири» ;Максим Пазинич поет «У мене немае дому».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта