Отвратительное прекрасно
Готфрид Бенн. Ultima Thule. Eвразия, 1997.
Поэзия примечательна не своим графическим исполнением, хоть повороты плуга, оставляющего на белом поле бороздки печатных знаков, и завораживают. Самое примечательное в поэзии — факультативность. Нет более бессмысленного для делового человека занятия, чем читать стихи.
Разумный ответ на вопрос «зачем читать стихотворение?» требует усилий. Не ради информации. Не ради эмоциональной разрядки — ведь есть же песни и мелодрамы. Не ради пошловатых жизненных формул на любой случай, упасите.
Возможно, ради столкновения с отличным от нас самих, в результате которого эстетически раскрывается мир и обретается опыт, делающий нас иными, чем мы были. А может, просто так. Тоже ответ. Вот так невзначай я стал читать сборник стихов Готфрида Бенна, немецкого поэта XX века. Первое стихотворение собрания, хронологически же последнее, «Печалиться не надо», является своеобразным эпиграфом к творчеству поэта.
Теперь все это прах или пропало,
Настал распад — извечный, нескончаемый…
Пессимистично? Отчасти. Но, обращаясь к творчеству немецкоязычного экспрессионизма, не стоит искать чего-то популярно жизнеутверждающего (вспомним поэта Георга Тракля, совершившего суицид во время Первой мировой войны).
Поэзия Бенна — о смерти, разложении и гниении, которые достойны эстетического. Читатель должен совершить прыжок, чтобы увидеть прекрасное в отвратительном.
Прекрасное не как зимнее утро. По-своему. Стихи Готфрида Бенна растут не из сора, но из чернозема, где сгнило животное, из морга (название раннего цикла), где свалены человеческие тела, из ночных кошмаров.
— Вон в том ряду лежат, кто снизу сгнил.
А в том ряду лежат, кто сгнил в середке.
Сиделок через час меняем. Вонь!
Человек в первую очередь телесен, говорит Бенн.
Особенно запоминается последнее стихотворение собрания «Малое культурное обозрение», где поэт выносит приговор старой Eвропе: …Первоклассный шлягер образца 1950-х
Значит большее, чем полтысячи страниц, посвященных общему кризису культуры. В кино, где можно не сдавать одежду в гардероб, Больше огненной воды, чем на театральных подмостках, И к тому же без нудного антракта.
Тут же задаешься вопросом о роли поэзии в современном мире? Наверно, как раз и стоит довольствоваться ее практической ненужностью, читать просто так. Для себя. И перестать спорить и насаждать.