Демократия, к которой мы не готовы
Народ беднеет, пока богатые увеличивают свои сверхдоходы: по самым оптимистичным подсчетам 80 процентов людей в мире живут на 30 процентов общей денежной массы. И дальше ситуация будет только усугубляться — этого мнения придерживаются многие экономические эксперты по всему миру.
Но качество нашей жизни, по мнению тех же экспертов, падает еще быстрее, чем тончают наши кошельки. С чем это связано?
Понимая снижающуюся покупательскую способность людей, большие корпорации, руководители сетевых магазинов и заведений общественного питания уменьшают цену на свою продукцию. Вместе с этим уменьшают они и затраты на производство. Поэтому в массмаркете все чаще можно увидеть вещи с торчащими из швов нитками, а котлетами сетей быстрого питания иногда брезгуют даже мухи. Жаль, мы не брезгуем. Потому что экономим.
Слышали ли вы об эффекте длинного хвоста? Это еще одна теория пессимистичных экономистов. По ней любой, даже странный, ненужный и некачественный продукт может быть продан, если он стоит недорого и есть онлайн. Более того, продажи таких товаров суммарно могут превысить продажи настоящих хитов. Эту концепцию используют Netflix, eBay, YouTube, Facebook и другие платформы, предлагая нам всякую ерунду на любой, но чаще дурной вкус. Те, кто хоть раз нажимал кнопку «в тренде» на платформе YouTube или покупал дешевые вещи на «Алиэкспресс», поймут, о чем я.
Главная проблема длинного хвоста в том, что ключевым здесь становится не качество товара, а его стоимость. То есть если вы еще малоизвестный исполнитель, но вложили всю силу своего таланта, записали песню с филармоническим оркестром и потребуете за свой трек на iTunes соответствующую цену — вероятно, мало кто ваше произведение купит. Потому что слушатель задается вопросом: почему я должен платить за музыку больше, чем привык? Ожидать же, что среди потенциальных слушателей окажется большое количество ценителей по-настоящему качественной музыки, тем более готовых за это качество платить, — наивно.
И это касается не только исполнителей музыки, но любых предпринимателей. Eсли какой-то малый бизнес решит ориентироваться на почти несуществующий средний класс и станет производить качественные товары не для элиты, а для обычного населения, — вероятно, очень скоро он прогорит. Впрочем, маленький бизнес рано или поздно рискует закрыться, даже ориентируясь на бедное большинство, — трудно соревноваться в снижении цены с гигантами рынка.
В качестве примера приведу журнал «Русский репортер», который специализируется на сложных и затратных репортажах. Редакция удешевила свое производство как смогла. Фотографы делают снимки для издания бесплатно — из любви к своему делу. Журналисты готовы ждать начисления гонорара сколько потребуется. И все равно стоимость этого журнала чуть выше, чем у других информационных изданий, — из-за этого «Русский репортер» неоднократно находился на грани банкротства. Впрочем, Виталий Лейбин, редактор журнала, продолжает верить, что люди способны отличить хорошее от плохого. И рано или поздно потянутся к тому, что будет качественным, честным, искусно выполненным…
Остается надеяться, что он прав. Ведь если представить будущее, предрекаемое экономическими экспертами, выходит, что мы обречены беднеть и потреблять все более некачественные продукты?
Представим, что обилие товаров на реальном и онлайн рынке — это демократия. Кажется, что мы свободны и сами выбираем, что покупать. К сожалению, это не так. Гораздо чаще мы покупаем, то, что дешевле, или то, что навязала нам реклама. Но спастись можно. Заходя в классную, пусть и недешевую кофейню рядом с домом, покупая качественную музыку или газету, мы не только обеспечиваем себя хорошим товаром, мы поддерживаем их производителей. Часто — малый и средний бизнес. А значит, замедляем рост бедности в массах и улучшаем собственное качество жизни. Ведь демократия, даже рыночная, — это не просто свобода, но и умение делать осознанный выбор.