X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Мой рассказ будет грустным

Серафима Петровна Тихомирова, в девичестве Ляпустина, родилась 28 июля 1914 года в Камышлове. Детей в семье было пятеро — три девочки и два мальчика. Отец работал в гужконторах, мама занималась хозяйством и детьми. В 1926 году семья переехала в Тобольск (отца перевели), где и осела. Симочка (так бабушку звали в семье) поступила в Тюменский пединститут, по окончании которого ее распределили на работу в далекий и холодный поселок Урманный. Несколько лет проработала Симочка там учителем русского языка, а потом вернулась в Тобольск.

В Тобольске она встретила своего будущего мужа. В марте 1941 года родилась дочь Рита. А потом началась война… Младший брат Семен, служивший в армии на границе, погиб в первые же дни. Муж (повезло!) в 1944-м вернулся домой. С многочисленными ранениями, но живой. Через два года у них родилась еще одна дочь Верочка, в 1953-м — сын Сергей, мой папа.

До 1969 года бабулечка работала в школе. За добросовестный труд и высочайший профессионализм была награждена знаком «Отличник народного просвещения», медалями «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие» и «За победу над Германией».

Когда я родилась, бабушка была уже на пенсии, но в гости приходили ее выпускники, по воспоминаниям которых она была «лучшим учителем в мире»! Для меня же она всегда была непременным партнером в любой игре, соучастницей всех шалостей и розыгрышей. Eй я доверяла все тайны, она играла со мной во все девичьи игры, вместе мы учили таблицу умножения, она ловила меня ночью, когда я лунатила, учила пришивать пуговицы, стирать и гладить, вышивать, вязать. Она всегда находила для меня нужные слова и давала отличные советы, всегда меня поддерживала.

Бабулечка моя стряпала потрясающе. Воскресным утром сладкий запах сдобы разлетался по квартире, собирая всю семью за столом. Не опишешь словами это ощущение семьи, крепости, единства, радости, защищенности. Все вместе — за круглым столом. Так было. Так есть и сейчас. Сохранился и жив еще тот самый круглый стол. Благодаря маме сохраняются и семейные воскресные традиции.

В Новый год всегда ставили елку. Доставали старинные игрушки из стекла, картона и папье-маше, фигурки Деда Мороза и Снегурочки из ваты, лампочки-гирлянды, готовили друг другу подарки. Дети рисовали открытки, взрослые сочиняли самодельные поздравительные телеграммы. Лепили всей семьей тысячи две пельменей — для себя и многочисленных гостей.

Вообще гости бывали в доме очень часто, друзья любили этот гостеприимный дом и его хозяев. Каждое лето приезжали дочери, жившие в других городах. Обе они также посвятили себя педагогике. Ощущение праздника царило в доме, пока они гостили у бабулечки. И она словно молодела в их присутствии.

.Выражение «бабулечка моя» появилось не сразу, в детстве я так бабушку не называла. Но шло время, я поступила в университет, уехала учиться в другой город. И, приезжая на каникулы, вдруг обнаружила, что моя статная, сильная баба Сима стала совсем хрупкой и такой маленькой, что мне хотелось обнять ее, защитить от болезней, от грусти. И я пыталась защитить ее, окружить заботливым «бабулечка моя».

.В 2003 году бабушки не стало. Eй было 89. Много-много лет она себя настраивала — только бы не лежать и не болеть, как дедушка. Не лежала и не болела. Инсульт, без сознания двое суток. Я ехала, нет, я бежала впереди поезда. А она ждала. Когда ей сказали, что я тут, она вдруг открыла глаза. Долго и внимательно смотрела на меня — и ушла. Так светло и так спокойно.

Люблю и помню.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта