Таксисты учатся не летать
Несколько водителей одной из городских служб такси прошли курсы безаварийного вождения.
Это, конечно, капля в таксистском море, бурлящем авариями и всяческими опасными маневрами… Но вдруг их пример станет другим наукой?
— Я и сам решил пройти обучение, хотя не работаю на линии, — рассказывает Сергей Шеридан, менеджер по проектам этой таксистской службы. — Хотел на собственном опыте узнать, будет ли эффект. И он есть. Я стал наперед видеть возможные последствия привычных нам дорожных ситуаций. Казалось бы, чего стоит проехать перекресток на мигающий зеленый, ведь не нарушение еще… Но теперь в памяти всплывает то, что рассказывали нам тренеры о таких вот ситуациях — на примерах реальных аварий. В общем, я пришел к выводу, что в условиях города нет никакого смысла летать. Максимум, что ты сумеешь выгадать, если повезет остаться целым, — это минута-две, которые ничего в жизни не решают.
А именно эта погоня за минутами — одна из главных вредных привычек водителей такси, считает директор школы безаварийного вождения «Eрмак» Дмитрий Сбитнев. Eще один из недугов таксистов — излишняя самоуверенность.
— Как-то я даже сделал пост на своей страничке в социальных сетях после поездки с таким вот водителем, — рассказывает Дмитрий. — Таксист соблюдал дистанцию, заранее притормаживал перед пешеходными переходами, не совершал опасных маневров, но при этом был совершенно расслаблен. Руль держал одной рукой, другой опирался о подлокотник, спинку кресла откинул назад. Весь его вид говорил о том, что он не готов к экстремальной ситуации. Мои намеки на это разбивались о его фразу: «если что, я успею». Eдинственное, чем удалось его зацепить, так это рассказом о вреде такой позы для здоровья. Но и то хватило ненадолго. Через пару минут он принял прежнее положение.
Что примечательно, среди таксистов, пришедших на курсы безаварийного вождения, были в основном водители с приличным таксистским стажем. Тренерам, стоит полагать, пришлось нелегко.
— Легче научить чему-то с нуля, чем переучивать человека со старыми привычками, — говорит Сергей. — Но тренеры были очень убедительны, они ссылаются не только на российский, но на мировой опыт. Eще важно, я считаю, что тренеры «Eрмака» и сами пользуются услугами нашего такси, поэтому все недостатки вождения знают изнутри. И именно на них делали акцент.
Научили, как выбирать правильную скорость и дистанцию в зависимости от ситуации, рассчитывать время в пути, не подвергая себя и других риску, предсказывать поведение других участников дорожного движения, которые, вероятнее всего, не были на курсах защитного вождения. Использовали тренеры и общительность таксистов — любят поговорить с пассажиром в дороге? Пожалуйста! Им предоставили такую возможность во время практического занятия под названием «вождение с комментариями». Во время движения по городу ученики должны были описывать все, что видят, и делать умозаключения — чем может закончиться та или иная ситуация. Инструкторы при необходимости поправляли.
Кстати, служба такси хотя и оказала своим работникам некоторую финансовую поддержку, но основную часть платы за курсы они внесли сами, сделав тем самым вклад в свое профессиональное развитие.
— Жаль, что не все считают такое развитие необходимым, — сетует Сергей. — Недавно на рассмотрение Госдумы внесли новый законопроект о регулировании таксистской деятельности, однако я не нашел в нем ничего об обязательном повышении квалификации таксистов.
Насколько известно, речь в этом документе идет главным образом о том, чтобы включить так называемые агрегаторы, которые сейчас раздают заказы налево и направо, в правовое поле. Обязать их и все остальные службы такси в случае чего нести ответственность за вред, причиненный пассажиру.
Хотя куда приятнее и спокойнее было бы садиться в машину к таксисту, который заточен не на компенсацию вреда, а на то, чтобы этого вреда пассажиру не причинить.
***
фото: Таксист и за рулем должен быть ас, и в устройстве автомобиля разбираться.