Легко ли быть смешным?
Гастроли программы «Королевский цирк» завершены. Цирк уехал Но зрители с удовольствием вспоминают клоунский дуэт «Вас и Стас».
Василий Трифонов и Станислав Князьков познакомились на вступительных экзаменах в цирковое училище и уже 20 лет выступают вместе. Они — лауреаты международного конкурса артистов клоунады в Италии.
— Клоунаду часто воспринимают как легкий жанр…
Станислав: С нашей профессией связано много стереотипов. Некоторые считают: надел клоунский костюм и ты клоун. Но вы же не станете врачом, если наденете белый халат и возьмете скальпель. За видимой легкостью обычно стоит мастерство, а не халява.
У нас есть опыт участия в съемках нескольких фильмов и каждый раз нам с удивлением говорили: «Ребята, да вы на клоунов совсем не похожи». «Почему же?» — спрашивали мы. «Не кривляетесь, а работаете по-настоящему — чувствуете свет, понимаете темпоритм, соблюдаете тайминг». Так нас этому учили. Мы — профессиональные актеры.
— Клоуны разных стран друг друга понимают без слов?
Василий: Цирковой люд по сути интернациональный. Мы выступали в разных странах, на разных континентах. Разве что в Антарктиде гастролей не было. Там зрительных залов еще не построили. Да и со зрителями тяжеловато. Кругом одни белые медведи.
— Конкуренция в вашей сфере есть?
Станислав: В программы редко включают несколько клоунских дуэтов. Но бывают исключения. Мы, например, давно дружим с Дмитрием Шиндровым, клоуном цирка Никулина. Вместе не раз работали за рубежом. Прекрасно чувствуем и дополняем друг друга. Нам есть чему друг у друга поучиться.
— Клоунов проверяют на профпригодность?
Станислав: На экзаменах в цирковое училище вступительных туров больше, чем на актерские специальности в ГИТИС. В 1997 году, когда мы с Васей поступали, абитуриентов было больше сотни — отобрали десять. Помню, я изо всех сил старался шутить. Члены вступительной комиссии даже не улыбнулись. Помолчав, председатель комиссии, директор циркового училища, сказал: «А драку покажете? Упасть сможете?» Я совершенно не понимал, почему должен падать после песни про бурлака? Но надо так надо. Тут мне пригодились спортивные навыки. Три года занимался дзюдо и семь лет плаванием. В дзюдо умение падать отрабатывают одним из первых. Так что я бесстрашно сделал переворот и громко шлепнулся на пол. Лица экзаменаторов сразу потеплели. Мне сказали: «Ну вот же, с этого и надо было начинать».
— В репризах клоуны падают чуть ли не плашмя. Не больно?
Станислав: Клоун в цирке — это, прежде всего, акробат. Он так и называется «акробат коверный». У нас в номерах много каскадов падений. В цирковом училище учат не только сценическому движению, но и отрабатывают базовые элементы акробатики — фляк, бланш, рондат, сальто-мортале, а также базовые элементы жонглирования и пантомимы. Многие клоунские дуэты работают и в воздухе. Все это предполагает отличную физическую подготовку. Кувыркаться и падать надо уметь. И желательно так, чтобы ничего себе не повредить.
— Перед выступлением разминаетесь?
Станислав: У каждого собственный рецепт борща. Все по-разному настраиваются на выступления. Кому-то надо мышцы разогреть, кому-то подготовиться эмоционально. Кто-то медитирует, кто-то отжимается. Eсть клоунады с высокой физической нагрузкой. У нас, например, есть реприза с першем (мачта для акробатических упражнений). Перед ней проводим серьезную разминку, растяжку, чтобы мышцы и связки были разогреты. Eсть репризы и полегче, но если ты физически не готов, если сонный и вялый, то не сможешь ни петь, ни говорить. Клоуну на арене, как и оперному певцу на сцене, очень важно владеть голосом. Нас специально учили, как готовить к выступлению связочный аппарат.
Василий: А мне, чтобы настроиться на номер, достаточно просто прийти в цирк и вдохнуть этот воздух. Хотя разминки это не отменяет.
— После представлений наверно, хочется от всего отключиться поспать…
Станислав: Eсли выступления идут одно за другим, отдохнуть не успеваешь. А когда все заканчивается, в тебе, как в 15-летнем подростке, еще долго бурлят эмоции, клокочет адреналин, как тут уснуть? Не знаю, где та кнопка, которую можно взять и выключить. Хотя недавно нашел уникальный рецепт — читаю перед сном учебник по древнерусскому языку.
Василий: А я люблю на ночь полистать книги, написанные нашими коллегами-клоунами. Недавно, например, перечитал воспоминания Владимира Кулакова. Он и цирковой артист, и член Союза писателей России. У него замечательные книги о цирковой жизни, про цирковой быт.
— У вас есть ученики?
Станислав: Не знаю, есть ли те, кто у нас учится, но точно знаю, что есть те, кто у нас ворует. Можно считать их учениками? Говорят, если воруют, значит, есть что. Правда, при этом никогда не спрашивают: «Учитель, а можно?» Приходят, берут и выдают за свое. Такие ученики есть везде — и в нашей стране, и за границей. Это нормально. В искусстве порой трудно определить авторство.
— Чтобы репризы получались, клоун должен быть в тонусе или расслабленным?
Станислав: Чересчур расслабишься — булава в лоб так прилетит, что мало не покажется. А если чересчур напряжешься, то это будет выглядеть, будто не номер работаешь, а траншею копаешь. Зрителю не понравится. Необходимо напряженное расслабление или расслабленное напряжение. В какой пропорции? Точной формулы никто не знает.
— Вы на представлении подстраиваетесь под зрителя?
Станислав: Мы не подстраиваемся, мы его слышим. Чтобы чувствовать зрительный зал и быстро реагировать, надо чувствовать себя расслабленным и напряженным одновременно. Клоуны не могут быть иноходцами. Им надо идти в ногу со зрителем. У нас должен быть постоянный и полный синхрон. Наверно, это одна из главных черт мастерства клоуна — правильно слышать своего зрителя.
***
фото: Дуэт «Вас и Стас» в тюменском цирке.