Что нам подскажет отдаленный голос
Владимир Дудинцев. Белые одежды.
Немногие из книг советской классики, прочитанные в 80-х годах, произвели на меня столь сильное впечатление. И за прошедшие тридцать лет, как оказалось, сила этого воздействия не ослабла. И только взяв книгу в руки, преодолев первые сто страниц, поняла почему.
Так много в нашей жизни стало разговоров о стремлении к успеху, самодостаточности и так мало — о цене, которую человек платит за это продвижение. О том, чем можно жертвовать на этом пути, а чем нельзя. Речь о долге, чести, совести и их антиподах. Хотя, казалось бы, где эти вечные истины и где. мушки-дрозофилы или гены нового сорта картофеля? Разве они стоят человеческих мучений? Вот деньги, положение в обществе — это да, вот это — мерило твоей состоятельности. Но герои книг Владимира Дудинцева если и думают об успехе, то об успехе науки, а не себя в науке. Eсли и говорят о достижении, то о достижении справедливости. А если о добре, то как о моральной, а не материальной категории. Для них истина дороже собственного благополучия. «Сии, облеченные в белые одежды, — кто они и откуда пришли?» — таким эпиграфом начинается книга.
Повествование сперва ведется неспешно, но потом сюжет лихо закручивается. Такой интеллектуальной борьбы, скрытой и явной, нет даже в «Семнадцати мгновениях весны». Там Штирлиц мало говорит, мысли держит при себе, здесь же дуэли в открытую. Соперники встречаются лицом к лицу. И каждому надо этот бой не проиграть. Особенно тем, кто стоит на стороне новой науки — генетики, которую тогда записали во вражескую. И выиграть эту дуэль надо не столько ради себя, сколько ради своих соратников, ради того, чтобы не пропало дело всей их жизни. Eсть ли сейчас такие битвы? Или каждый готов сражаться только за собственное благополучие, иногда лишь прикрываясь тем, что он в белых одеждах. Пусть каждый решит, что правильней — кричать или молчать и делать что-то достойное.
***
фото: