Как воспитывают изобретателей
Сегодня поезд жизни мчится быстро, а точной карты маршрута нет ни у кого.
Никто не знает, в каком направлении двигаться. И нынешним выпускникам школ приходится делать выбор на свой страх и риск.
Самой надежной кажется станция «старый престижный университет», но через четыре года может оказаться, что даже ваша престижная специальность уже никому не нужна, а поезд умчался далеко вперед… Хотя, если подумать, какая-никакая карта у нас есть. Помните «Атлас новых профессий», который еще несколько лет назад предсказал нам тотальную и бесповоротную цифровизацию? Предсказал он и кое-что другое, например, что самыми востребованными станут профессии на стыке медицины (это задолго до коронавируса!) и цифровых технологий, а также биотехнологии, — именно эти специальности возглавляют атлас. Но где такому учат?
Инженеров для медицины воспитывает ТИУ по образовательной программе «Биотехнические системы и технологии», профиль «биотехнические и медицинские аппараты и системы». Сначала мне это показалось нереалистичным, но в ТИУ подтвердили — выпускники школ за время учебы в университете должны работать по принципу «задумай, разработай, внедри и эксплуатируй медицинскую технику». Каждый год они начинают с обсуждения реальных проблем медицины и пытаются разработать технологические решения. А руководит процессом обучения на кафедре Владимир Баранов, профессор кибернетических систем института геологии и нефтегазодобычи, академик ЛАН РФ, доктор медицинских наук. В список его регалий смело можно вписать и слово «изобретатель». Владимиром Барановым разработан и внедрен в промышленное производство аппарат лазерной терапии и рефлексотерапии АГИН-01. Сейчас четыре аппарата применяются в физиотерапевтическом отделении перинатального центра.
Верит в профессию будущего и государство. В этом году на бюджетные места по этой специальности в ТИУ могут рассчитывать 25 абитуриентов. Вступительные экзамены: физика, математика, русский язык.
— Мне кажется, наши студенты отличаются тем, что у них глаза горят. Ощущение значимости профессии дает им личную мотивацию и живой интерес к делу, — говорит Владимир Баранов. — Вы удивились, что к нам поступают сразу из школы. Но выпускники школ ведь поступают и в медицинские вузы. И при старании хорошо справляются с возложенной на них ответственностью. А в следующем году по нашей специальности, возможно, откроется и отделение магистратуры, мы подали необходимые документы.
— А ваши студенты изучают медицину?
— Да, с первых же курсов у них есть предметы с уклоном в медицину — они изучают биологию, физиологию. Только после эти предметы переплетаются с техническими аспектами. Например, на биологии мы изучаем бионику — науку о применении в технических устройствах свойств, функций и структур живой природы. Обучающиеся детально вникают в процесс воплощения идей природы в технические устройства и инженерные сооружения. Например, корпорация IBM внедрила технологию охлаждения процессоров и компьютерных плат, основанную на принципе кровотока в микроциркуляторном русле живых организмов. Новые принципы полета, бесколесного движения, построения подшипников разрабатываются на основе изучения полета птиц и насекомых, движения прыгающих животных. А мультидисциплинарность обучения мы реализуем с помощью лабораторий. У нас есть современная лаборатория компьютерной томографии. Лаборатория биомедицинской аналитической техники оснащена учебной станцией ELVIS II и практикумом «Методы измерения и цифровой обработки биомедицинских сигналов» компании National Instruments. Мы работаем с лабораторией медицинской электроники, моделирования и проектирования печатных плат и рядом других лабораторий.
— Теперь мне интересно, а на ком тестируют медицинскую технику?
— Я сам изобретатель, так что могу рассказать, как выглядел процесс внедрения изобретения в производство в моем случае. Я разработал идею, а московский оборонный завод взялся за ее реализацию. Был сделан опытный образец. Провели технические испытания, измеряли уровень шума, излучения, токсичности пластмассовых оболочек и многое другое — в первую очередь проверяли аппарат на безопасность использования. А потом они передают изобретение в ведущие клиники, где его испытывают на добровольцах. Акт клинических и медицинских испытаний отправляется в министерство здравоохранения, и оно выдает разрешение на продажу и производство.
— Почему оборонный завод? Вот и вакцину от коронавируса разрабатывает Минобороны…
— Тут может быть много аспектов. Насколько мне известно, производство медицинской техники не облагается НДС. Но я не исключаю и версию того, что оборонный комплекс тоже нуждается в оправдании своего существования. Может быть, для них важно, что они создают технику не только для уничтожения жизни, но и для ее спасения.
— Где будут работать ваши студенты?
— Их очень ждут в медицинских учреждениях на разных специальностях и на заводах по производству медицинской техники. Их компетенции нужны не только в работе с медицинской техникой, но и, например, во внедрении цифровой медицины — сейчас этому уделяется много внимания. Вы, наверно, и сами столкнулись с электронными карточками и больничными листами. Так что разработкой они также могут заниматься. Руководство «EДС Групп» со дня открытия медико-технического направления вовлечено в процесс совершенствования инженерного образования у студентов. Студенты закрепляют знания по инженерной графике, электронике и микропроцессорной технике, механике, информатике, сетям и базам данных, организации научных исследований и проектной деятельности. Успешных в учебе студентов компания принимает на работу.
— А они мечтают изобрести какой-нибудь аппарат от всех болезней? Или хотя бы всех смертельных?
— Мечтают ли… Знаете, они довольно прагматичные. Они хорошо знают, чем могут помочь и разбираются в своем деле. Многие уже во время обучения участвуют в конкурсах грантов и выигрывают на свои разработки деньги.
— Ну, от коронавируса-то они что-нибудь придумали?
— Не успели! Но новый учебный год мы начнем с обсуждения идей и проектов. Так что наверняка придумаем что-нибудь и в этом направлении.
ФОТО ИЗ АРХИВА РEДАКЦИИ
***
фото: