X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Ничего личного. Вообще ничего

Как думаете, вы часто отдаете в чье-то распоряжение данные о себе? На самом деле никто из нас не может с уверенностью ответить на этот вопрос. Ведь большинство данных собирается от нас втайне.

Почти 80 процентов сайтов мирового интернета оборудовано устройствами, собирающими информацию о действиях, запросах и поведении пользователей. Иногда на одном ресурсе за нами следят сразу десятки датчиков. И Россия вместе с США в лидерах по числу скрытых датчиков в интернете.

Как говорят, данные — это новые природные ресурсы. Они легко добываются (легче всего — государством) и дорого продаются. Так, Eлена Заева, начальник управления связи и информационных технологий ФАС, заявила: «И воля государства — распределить и распорядиться этим активом (данными пользователей). Можно обсуждать, как государство распоряжается, но не стоит обсуждать, вправе ли оно распоряжаться. Мы считаем, что вправе».

Обычно полицейским приходится проходить сложные процедуры, чтобы нарушить право на тайну личной жизни. Например, трудно получить доступ к нашим бумажным письмам. Но, чтобы увидеть нашу страничку в социальных сетях и нашу переписку там, полиции достаточно договориться с владельцем ресурса. А в большинстве случаев мы даже не подозреваем, какие именно электронные данные собирает о нас тот или иной ресурс. Тем более мы утрачиваем возможность запретить распоряжаться этими данными. И даже покидая ресурс, не можем забрать с собой информацию о нас.

А в последнее время все чаще появляются новости об утечке данных пользователей. Недавно во всеобщем доступе оказались номера телефонов, имена и регионы проживания пользователей «Avito» и «Юлы». До этого данные 20 миллионов пользователей бесплатных VPN-сервисов оказались в сети. Иногда данными торгуют. Иногда, даже если удается выяснить персону, которая этим занимается (вспомните дело инженера из компании «Билайн»), выносится наказание — штраф. Потому что воровство личных данных юридически не трактуется как кража.

Тем не менее прогресс неумолим. Ведь удобнее расплачиваться карточкой, чем наличными. Удобнее зарегистрироваться в приложении, чтобы оплатить налоги или услуги ЖКХ, чем стоять в очереди. Удобнее создать аккаунт в социальной сети, чтобы быть на связи и не выпасть из жизни. И, перефразируя Eлену Заеву, мы можем обсуждать не жить или не жить с этим, а как с этим жить.

Eсли мы все-таки не убираем графу о тайне личной жизни из прав человека, то необходимо обеспечить им какую-то безопасность. Например, заставить уведомлять все ресурсы о том, какие именно данные ими собираются. Продумать, какие данные ресурс вообще имеет право собирать (и имеет ли право любой сайт потребовать от вас ФИО и личный номер телефона). Eсли запрос на эти данные поступил от третьих лиц — неплохо было бы предупреждать об этом пользователя. А воровство данных все-таки должно караться законом. Ведь новая цифровая реальность требует новых правил и не может оставаться зоной цифрового беспредела. Даже если наверху процесса пока находятся государства.

Но, по мнению социологов, наша цифровая нагота потребует не только новых законов, но и нового отношения друг к другу. После протестов «Black Lives Matter» началась травля многих звезд, блогеров и обычных пользователей интернета за ошибки прошлого. Например, несколько лет назад известная бьюти-блогер сняла ролик с макияжем, имитирующим черную кожу. Теперь это считается оскорблением. А раньше не считалось. После многочисленных упреков блогер записала видео, где со слезами на глазах извиняется и признается, что решила совсем уйти из интернета.

Но всякий радикализм рано или поздно сменяется пониманием. Всеобщая цифровая прозрачность, с одной стороны, вероятно, укрепит общественную мораль и коллективное осуждение. Которые почти ушли, когда мы переселились из маленьких деревень, где все друг друга знают, в мегаполисы, где мы друг другу более или менее безразличны. С другой стороны, эта цифровая прозрачность со временем, надо полагать, сделает нас терпимее друг другу. Сегодня ты кого-то осудил, а завтра и сам можешь стать предметом травли — так волей-неволей станешь добрее. Или хотя бы аккуратнее в суждениях.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта