Подводит зверя любовь к лакомству
Коммерческий директор завода строительных материалов «Эко-плит» Олег Ярунов охотой увлекается с детства. Это хобби появилось благодаря деду, который жил в деревне Другановой и часто брал внука в лес.
Медведь не утка, может и штаны снять
— Так я полюбил больше даже не охоту, а природу, возможность находиться в лесу, наблюдать за зверьми, птицами, собирать грибы, ягоды, — рассказывает Олег Ярунов. — Дед меня учил, в кого можно стрелять, а в кого нет. Например, я с самого детства знаю, что весной нельзя охотиться на самку утки, потому что ей нужно высиживать яйца, а вот на селезня не запрещается. Как их отличить? По цвету. Косулю нельзя добывать, когда она беременна или выхаживает маленьких детенышей.
— А на каких животных вы охотились?
— Да почти на всех, обитающих в нашей полосе: на барсука, рысь, тетерева, лису, зайца, волка, ну и, конечно, на самого опасного — на медведя.
— Расскажите, как это было?
— Было это всего один раз, пять лет назад. Приехали в охотхозяйство, меня посадили на лабаз. Лабаз — скрадок типа большого скворечника для засады на дичь, вышка высотой 6-8 метров. Засел в этой вышке возле поля, засаженного овсом. Eгеря сказали, что зверь появляется на этом месте каждый день. Слабость многих мишек в их любви к зеленому молочному овсу. Это для них лучшее лакомство. Так вот сижу наверху, а сидеть надо очень тихо, потому что медведь — чуткий, осторожный, аккуратный зверь, чувствует малейшие запахи…Он выходит на поле, когда только-только наступают сумерки, в сентябре это время с девяти до десяти вечера. В восемь я был на месте. Косолапый вышел как по часам — в девять. До цели было 70-80 метров. Я выстрелил из карабина, одного патрона оказалось достаточно. Попал в шею.
— Не страшно было, медведь все-таки…
— Людей в городе надо бояться, а не зверей в лесу.
— Удалось попробовать мясо, какое оно на вкус?
— Мясо медведя всегда надо проверять на экспертизе в СЭС. Тогда было жарко. Пока возились с этими пробами, оно пришло в негодность, поэтому отведать медвежатины так и не удалось. Но кроме мяса, у этого зверя есть много чего полезного: сало, желчь. Они обладают лечебными свойствами.
— На медведя охотятся только с вышки? Или можно как-то по-другому?
— Вряд ли. Медведь не утка, может и штаны снять.
— Представим ситуацию. Eсли у вас есть, к примеру, лицензия на кабана, а вам навстречу вышел медведь. Ну так получилось. В таком случае нельзя стрелять в косолапого?
— Медведь слышит человека намного раньше, чем мы его. Это практически нереально, чтобы зверь вышел навстречу охотнику. И если все же такое произойдет, и охотник выстрелит, то, скорее всего, это будет наказуемо. Тяжело доказать, что это самооборона. Вообще медведи делятся на две категории. Первые любят травку, овес, ягоды. Вторые, как правило, шатуны, попробовав падаль, начинают есть мясо. При этом было много таких ситуаций, когда у человека даже не было возможности защититься и медведи задирали людей. В прошлом году, по-моему, в Тобольском районе или в Нижнетавдинском электрики приехали обслуживать ЛЭП. Как мне рассказывали, медведь снял рабочего со столба, и все. Такое происходит и на Севере в нефтяных поселках, опять же в прошлом году погибло несколько человек. Вот такая противоречивая ситуация получается. Медведю на людей охотиться можно, а людям на медведя нельзя, если нет лицензии. Придется выбирать между штрафом и угрозой здоровью, а то и смертью.
— Сколько стоит лицензия на медведя?
— Сейчас точных расценок не знаю, но думаю, что в районе ста тысяч рублей или чуть больше, если охотиться в закрепленных охотхозяйствах. Охота вообще никогда не была чем-то выгодным, это дорогое удовольствие. Возьмите те же патроны.
Например, у «блазера» (известная марка охотничьего оружия — К.Л.) патрон стоит 200-300 рублей. Добавьте сюда затраты на ГСМ, питание, проживание, амуницию.
Охота на самых умных и охота за призраком
— Вы сказали, что охотились на многих зверей нашей лесополосы, кого добыть сложнее всего?
— На мой взгляд, волка. Я много раз на него ходил, но ни разу не добыл. Волки очень хитрые и мудрые. Самый популярный способ охоты на них — охота с флажками. К сожалению, волк ни разу не выходил на меня, когда я стоял на флажке. Пробовал ловить на капканы, тоже не получалось. При этом охота на волков необходима для охотничьих хозяйств. Eгеря вынуждены разрешать отстрел этого хищника, потому что он здорово прореживает поголовья и кабана, и косули.
— На других хищников тоже охотились?
— На рысь на капкан. Нужно просто положить приманку из того, что она любит, и поставить капкан. Рысь сама придет.
— А как же азарт охоты, преследования? Или же ожидание в засаде?
— Дело в том, что есть такие звери, которых бесполезно преследовать. Допустим, охота на соболя называется охотой за призраком. Eсли рядом нет лайки, которая умеет ходить по первому снегу и облаивать зверя, чтобы показать его местонахождение, то соболя и в глаза никогда не увидишь. Он тоже весьма умен.
— Были ли какие-то интересные случаи на охоте?
— Помню, что охотился на косулю с подхода три года назад. Было это в августе во время гона. Меня довезли до места, сказали: «иди пешком через поле, во-о-он к тому колку, за колком еще одно поле, где будет стоять косуля. Пойдешь тихо, она не убежит». Вышел через колок на край поля. Действительно, стоит косуля, ест пшеницу. Ну я и выстрелил. Все.
— Когда охотники собираются вместе, они травят байки, кто- то даже может и приврать по случаю. Вы легко определяете таких фантазеров?
— Конечно. Я охочусь больше 20 лет. Когда слышу от другого человека, что он попадает в глаз лисе с 800 метров, это вранье. Каким бы мощным и пристрелянным ни было ружье, это нереально.
— Случались ли какие-то экстренные ситуации во время охоты?
— Разве что поломка машины. Пытались ее починить, используя подручные материалы. Не вышло. Пошагали пешком. Прошли 14 километров. Стартовали в 11 ночи, вернулись домой в четыре утра.
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
***
фото: Олег Ярунов на охоте;Шкура того самого медведя.