«Страшно стало, когда закрыли границы»
Россияне пугают друг друга ужасами отдыха в Сочи и ждут открытия границ. С другой стороны границ также ждут этого.
Eлена Стуканова живет и работает в Китае. Когда началось, она была в Пекине, это в тысяче километрах от Уханя. Может, поэтому и не придала большого значения новостям. Тем более что ей предстоял отпуск по случаю китайского Нового года.
— Я улетела в Eвропу, а часть моих друзей осталась в Пекине. Тревожные новости и страшные репортажи я наблюдала по европейскому ТВ, а подруги мне сообщали, что в саму новогоднюю ночь практически все рестораны Пекина были пусты. Да что там рестораны, все улицы Пекина опустели.
Я вернулась в Пекин 30 января, в разгар эпидемии. Особого страха не было, так как я была очевидцем вспышки SARS в 2003 году. Была уверенность, что китайские власти возьмут ситуацию под контроль, мне казалось, это дело нескольких недель. Мой рейс из Eвропы в Пекин проходил с пересадкой в Дохе, в катарском аэропорту в аптеке стояла очередь китайцев за масками. В самолете Доха — Пекин абсолютно все пассажиры были в масках, некоторые в двух- трех сразу. По прилету процедура прохождения границы была обычная, просто все были в масках и дополнительно заполняли анкету, есть ли симптомы ОРВИ. Пассажиров с симптомами отделяли от потока люди в защитных костюмах.
Тогда еще не требовался карантин, его ввели чуть позже. Мы, в принципе, всегда были свободны в передвижениях по городу. Но было закрыто большинство заведений, ограничены часы работы продовольственных магазинов, в офисные здания и жилые комплексы введен пропускной режим и требование регистрации кода здоровья, все входы оборудовали тепловизорами.
Оперативно было создано приложение в Wechat, где можно отслеживать всю необходимую информацию и получать рассылку с инструктажем и новостями.
Китайцы очень организованны и послушны, все сами исполняли и продолжают исполнять необходимые требования, носят маски, даже когда их можно снять на улице, сохраняют дистанцию. Маски в свободной продаже стали появляться в феврале, у меня дома оставался небольшой запас, еще со времен ужасного загрязнения воздуха (к маскам на улице мы здесь привыкли). При ослаблении режима самоизоляции многие предпочли остаться в самоизоляции по своей воле. Штраф за отсутствие маски был от 200 юаней, нарушение карантина тоже может караться штрафом, арестом или тюремным заключением, а преднамеренное сокрытие симптомов COVID-19 — вплоть до смертной казни. Иногда поступали новости о нарушителях карантина, но нечасто.
О благодарственных ритуалах врачам я знаю из видеороликов, которые крутили в метро и из рассылки в Wechat, так как китайское ТВ я практически не смотрю. Были ли какие-то выплаты населению, я, если честно, не в курсе, не слышала ни от кого.
Страшно стало, когда Китай закрыл границы иностранцам. Знаю, что некоторые семьи оказались разделены, мои знакомые, кто уехал в Россию, не имеют теперь возможности вернуться на работу, в съемные квартиры, студенты и школьники — на учебу.
Вот сейчас страшно. Сидим и ждем изменения ситуации, а его все нет.