X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Фотоисторию области мы создаем сами

Областной департамент по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике объявил конкурс, который называется «Фотоистория Тюменской области».

Всем тюменцам предложили стать соавторами будущей истории в фотографиях в любой из десяти номинаций: природа родного края и городские пейзажи, народные праздники и тюменская наука. Фотоистория уже складывается. Члены жюри посмотрели снимки по всем десяти номинациям.

Мне удалось познакомиться с работами, представленными в номинации «Тюменская область в годы войны».

Пять сотен снимков. Они сняты разными людьми, чаще всего непрофессионалами. Просто — тюменцами, у которых в руках фотоаппарат, а то и вовсе телефон со встроенной камерой. Снимали, как говорится, без претензий, а просто с желанием запечатлеть, увековечить событие, участником или просто свидетелем которого ты оказался.

Eсли говорить о войне, то в боях солдатам было не до снимков. Многие фотокарточки военных лет снимались, когда пушки смолкли. Но война не ушла из нашей жизни, и мы постоянно возвращаемся к ней. Так и в конкурсных работах этого года.

Чаще, конечно, снимали праздники, снимали шествие Бессмертного полка, детей с флажками в руках, с цветами к вечному огню… Но среди представленных работ есть и очень интересные попытки — сохранить облик ветеранов войны, заглянуть в уже отдаленное время через настоящее.

Повторюсь: да, снимали непрофессионалы. Ну и результаты — соответственные. Но если ты захочешь, то и эти наивные, безыскусные фотоработы могут многое рассказать. И о нас самих, и о нашем времени. Да и о прошлом тоже, если твоя память подскажет, что стоит за каждым снимком.

Вот карточка, присланная из села Казанского: пять девочек в военной форме застыли перед объективом. Смотришь и невольно думаешь про других девочек, из прошлого столетия. Они были немногим старше, когда грянула война и они «платьица белые раздарили сестренкам своим». Ушли на фронт из той же Казанки, Ишима, Бердюжья в составе 280-го медсанбата 229-й стрелковой дивизии. Встретили врага на правом берегу Дона, куда накатывались танковые колонны генерала Гота. Они участвовали в самых первых боях, они погибали. Другие вместе с медсанбатом оказались в окружении, а потом в плену, как Маша Родькина, в женском концентрационном лагере Равенсбрюк. Маша вернулась домой, пережила все, что выпало на долю бывших военнопленных. Завела семью, вырастила детей… Или как Валерия Гнаровская, что скрывалась от немцев в маленьком хуторе, а когда пришли наши, снова стала санинструктором уже в составе другой стрелковой дивизии. Дошла с боями почти до Днепра и погибла под городом Запорожье, посмертно удостоенная звания Героя.

Наверное, каждый снимок, представленный на конкурс, мог бы рассказать свою историю. Надо только всмотреться.

…Панорама из Северного Вагая. Бесчисленная толпа малышни перед стендом, на котором (тоже, кажется, без числа!) портреты тех, кто ушел на войну из этого небольшого района. Кажется, никто не забыт…

Фото 1945 года. Старший сын вернулся домой — с медалями. Но почему так суровы и задумчивы лица на снимке? Видно, еще нескоро прошедшая война покинет их думы…

Река фотографий, как колонна Бессмертного, только разделенная на отдельные кадры. И почти у каждого хотелось бы остановиться, как у этого фото, из Голышманово, на котором братья Авхимовичи, погибшие на фронте. Двое в сорок втором, а третий, минометчик, — 30 апреля 1945 года ранен в провинции Бранденбург, 17 мая награжден медалью «За отвагу», а 21 мая скончался от ран и похоронен там же, в Бранденбурге. Память о них — не только в портретах, но и в лицах потомков, которые держат в руках эти портреты… Говорить можно о каждом фото. Но я остановлюсь на одной работе из нынешнего конкурса. Собственно, это не сюжет, а фотоочерк из восьми фотографий, представленный ишимским историком Геннадием Крамором.

8 фотографий, где каждый снимок являет собой вполне законченный сюжет, а все вместе — совершенно связную и гармоничную картину.

Конечно, на конкурсных снимках много марширующих — солдаты, кадеты, ветераны, девушки в камуфляже… У Крамора настоящие солдаты — десантники дислоцированного в Ишиме полка. А рядом с колонной — крохотный мальчонка, тем не менее шагающий с «голубыми беретами» в ногу. Эта фигура и смягчает суровый солдатский строй, и возвышает его.

Крамор умеет находить в толпе ЛИЦА и умеет их фотографировать. В том числе и старушку с портретом генералиссимуса над головой. Это ведь тоже — одна из примет нашего, как принято говорить, непростого времени… И юноша- кадет, что смотрит на нас из строя, и женщина, с трудом удерживающая слезы. И поэт-фронтовик, пытливо вглядывающийся в повернутые к нему лица… И снимок праздничного шествия, безусловно лучший среди подобных на конкурсе.

Крамор выбрал общий план — людской поток, с трудом помещающийся в улице провинциального города. (В то время как большинство авторов подобных работ предпочли средний план — и лица вроде есть, да плохо различимы, и идут кое-как, кто стоит лицом, кто спиной, кто боком. Не шествие, а народное гуляние).

Мой рассказ, точнее, отчет, мог бы быть бесконечным, как само шествие Бессмертного полка. Как и журналистские рассказы о прошедшей войне, которые публикуются уже три четверти века, да все не иссякают. Хотелось бы рассказать обо всех, но разве хватит для этого человеческой жизни?

ФОТО ГEННАДИЯ КРАМОРА

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта