Четыре музыкальные ступени у воды
Даже у самой реки, на нижнем уровне набережной, невыносимо жарко. А ведь уже восемь часов вечера и солнце клонится к закату. Я неосторожно кладу ладони на мраморную плитку ограждения и отдергиваю — горячая. И как работать в такую погоду?
А люди работают — продают игрушки и сладкую вату, поливают и высаживают растения, прибирают и… играют музыку. Пока все концертные площадки и рестораны закрыты, музыканты вынуждены выйти на улицы. Многие работают здесь каждый день с семи вечера и до поздней ночи. Eсли раньше улица была уделом музыкантов-любителей, которые искали на ней своих первых слушателей, то теперь здесь выступают и профессионалы.
Скрипач Данил смущается моего диктофона и не хочет назвать свою фамилию. Скрипку аккуратно кладет на колени, накрывая ее длинными пальцами. Объясняет, что обычно работает в других условиях.
— Я действительно профессиональный музыкант, учился в нашем колледже, а музыка — это моя жизнь, — признается Данил. — Я нигде не работаю дополнительно, посвящаю себя профессии — это мой единственный источник дохода. Но сейчас времена непростые для всех. Eсли вы оглядитесь, то увидите здесь очень много профессиональных музыкантов.
Данил играет на скрипке романсы и музыку из кинофильмов. Что-то, что может понравиться гуляющей публике. Говорит, что набережная хороша — здесь много людей и почти нет шума машин. К тому же она создает нужное романтичное настроение. Особенно на закате.
В наш разговор вмешивается грузный мужчина, одетый по-пляжному — в шорты, майку и резиновые шлепанцы. Он прерывает меня на середине фразы:
— «Сбербанк онлайн» у вас есть?
Когда узнает номер карты музыканта и пересылает деньги, смотрит нетерпеливо. Достает телефон и настраивает камеру. Я скорее ретируюсь, чтобы не мешать. Данил начинает играть какую-то изящную мелодию, а требовательный мужчина ведет съемку и вот теперь выглядит довольным.
Попробуйте замедлиться
Меня влекут необычные звуки. Будто капли падают в озеро где- то в глубине пещеры, оттого создается эхо. На самом деле источник этих звуков — лепестковый барабан в руках музыканта Андрея. Вместе с флейтисткой Аленой в дуэте «Аравита» они создают сказочные мелодии, в сплетении которых можно узнать и современные хиты. Например, «Аллилуйя» Руфуса Уэйнрайта. Андрей сидит на скамье в позе лотоса, а Алена выбирает, кажется, из сразу четырех разнообразных флейт одну — для выступления. Музыканты жгут благовония, разносится приятный древесный аромат.
— В таком формате мы существуем около года. До этого каждый занимался музыкой отдельно. Я самоучка, а Алена у нас талант, профессиональный музыкант, — рассказывает Андрей. — Посмотрите, у нее есть оркестровая флейта, ирландский вистл, индейский пимак… До этого она выступала в фолк-метал группе. А я вот уже десять лет играю на различных этнических барабанах. Такие барабаны, как у меня сегодня, делают в Перми — и так хорошо, что раскупают их по всему миру. Они настраиваются в определенной тональности и играют только в ней. У меня два таких барабана в разных тональностях.
Пока Андрей рассказывает, он наигрывает гипнотическую мелодию, которая будто вплетается в его речь, и ее подхватывает Алена. Я не удерживаюсь от вздоха: как красиво!
Для «Аравиты» фолк «как классика». По словам музыкантов, в нем есть абсолютно все. Обычно дуэт играет в местах, где увлекаются востоком. В ресторане «Чина», в центре йоги «Мудра», в небольших чайных. В «Мудре» им доводилось играть концерт-медитацию. Это абсолютная импровизация, которая должна была помочь слушателям погрузиться в себя.
— Мы стараемся создать уголочек, который помог бы людям немного замедлиться, — рассказывает Андрей. — Обычно на набережной делают что-то веселое, тынц-тынц-тынц, все куда-то бегут или едут. А мы стараемся играть что- то легкое, немного сказочное, что помогло бы людям остановиться и побыть в моменте здесь и сейчас. Особенно хорошо вечером. Когда зажигаются фонари, а мы зажигаем свечи…
«Надеемся когда-нибудь повторить»
Уйти от «Аравиты» — будто вынырнуть из магического пузыря. Окружающая реальность неожиданно наваливается шумом и суетой. Но в этой суете я, кажется, узнаю мелодию. Что-то настолько знакомое, что мозг отчаянно отвлекается на поиск нужного названия. Ах, точно, это же музыка из «Игры престолов»! А играет ее на арфе, кажется, сама Санса Старк…
На самом деле рыжеволосую арфистку зовут Марией. Вместе со скрипачкой Анной они выступают дуэтом.
— Осенью 2011 года на соревнованиях по ирландским танцам в Новосибирске я познакомилась с приятной девушкой, мы говорили с ней об ирландской музыке, и она призналась, что учится играть на леверсной арфе. Меня это впечатлило, показалось чем-то нереальным, — рассказывает Санса-Мария. — По приезду домой в Тюмень я решила, что мне нужно непременно научиться играть на арфе! На тот момент я уже играла на электрогитаре, тин-вистле и фортепиано. У меня не было музыкального образования и на инструментах я играла очень посредственно, без знания музыкальной грамоты и даже нот. Арфа показалась очередным интересным инструментом, тогда я не рассчитывала заниматься музыкой всерьез. Вживую я услышала ее лишь тогда, когда она оказалась у меня в руках.
Но арфа стала для девушки большим, чем просто хобби. Теперь она владеет ей профессионально и даже занимается преподаванием.
— Арфа — благодарный и отзывчивый инструмент, она звучит красиво, даже если просто провести пальцами по струнам. А простую мелодию за одно занятие может выучить и ребенок, — говорит Мария. — Eсть множество споров и мнений по поводу музыкальных и творческих способностей. А я искренне убеждена, что музыкой может заниматься каждый. Отлично, если есть хороший слух и чувство ритма, но на самом деле всегда побеждает дисциплина и огромное желание развиваться.
— Об арфе ходят всякие легенды, что она может лечить болезни, — говорю я. — Это правда?
Мария улыбается.
— Ну, насчет лечебных свойств арфы ничего не могу сказать, я верю в первую очередь в науку, — говорит девушка. — Но у арфы действительно магическое и гармонизирующее звучание. На меня она влияет гипнотически. Когда я играю на ней, то ухожу в себя. Но думаю, что у каждого музыканта есть подобная связь со своим инструментом.
Для дуэта «Анна Мария» набережная вовсе не новая концертная площадка. Они выступают здесь с 2018 года. Перед ними, помимо чехла для сбора пожертвований от благодарных слушателей, разложено множество визиток с их контактами.
— Нам с самого начала нравилось, что нас могло услышать много людей, нас замечали разные организаторы и приглашали на мероприятия. Так что это работало и рекламой, — рассказывает Мария. — С началом пандемии музыканты остались без концертов и фестивалей, по музыке и искусству изголодались все, поэтому мы играем на набережной каждый день. Правда, играть в такую жару тяжеловато, стараемся приходить ближе к заходу солнца. Слушателей много, особенно по выходным.
Но больше всего музыкантам нравится выступать в костелах. Мария говорит, «в них всегда особенный звук и атмосфера, присутствует естественная реверберация и инструменты звучат как-то иначе».
— Один из моих любимых концертов был в Тобольском костеле в прошлом году, — мечтательно вспоминает Мария. — У нас была программа «Сквозь эпохи», мы исполняли музыку разных эпох, от Средневековья до неоклассики вместе с органистом. Это было незабываемо и волшебно, надеемся когда-нибудь это повторить…
На набережной еще много музыкантов. Здесь играют военные песни на аккордеоне, французский шансон на синтезаторе, русский рок на гитаре. Огромная четырехуровневая концертная площадка может удовлетворить вкусы любого слушателя. Неизвестно только, насколько удовлетворяют музыкантов слушатели, что вальяжно их снимают на камеры смартфонов, пытаются перекричать музыку в трубку своего телефона или летят мимо на велосипедах и самокатах. Сами музыканты говорят, что любят нас любыми. Но все- таки признаются, что скучают по выступлениям на сцене.
***
фото: Музыка дуэта «Аравита» — это сказка у воды ;Мария и Анна, как и все музыканты соскучились по концертам ;Данил пока зарабатывает на набережной.