X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Как найти выход там, где его нет

Команда юмористов-импровизаторов «BreakFastBand» в июле отметила третий день рождения. За три года существования они привезли к нам в город юмористические фестивали и открыли школу юмора.

Об импровизации, юморе, сложном 2020 годе и политкорректности я говорю с Олегом Вешкурцевым, руководителем «BreakFastBand».

— С чего все начиналось? Когда вы поняли, что смешно не только вам?

— Во времена студенчества занимались дебютами, студвеснами. Писали номера и концертные программы. Но в один момент неожиданно, как это бывает, учеба кончилась. Закончились и творческие вечера, а расходиться не хотелось. В то время я случайно наткнулся на американское шоу «Whose line is it anyway». Где участники играли импровизированные сцены по подсказкам из зала. В этом была какая-то магия. Решили тоже попробовать. И да, мы никогда не понимали, смешно это другим или нет. Мы просто вышли на сцену (это была площадка на фестивале «Сны улиц»). Eще толком не знали, как работать и начали нашу обычную репетицию, а после первой сцены (так в импровизации называют этюды, скетчи) возле нас стояло уже человек 50! Потом стало еще больше, и это вдохновило нас…

— Импровизация интереснее заготовленных и отрепетированных шуток, проверенных на публике? Она сложнее?

— Мы сравниваем это с дружеской посиделкой, когда шутки без предыстории не понять. Их не перескажешь. Они сочиняются будто вместе со зрителями. Зритель — соучастник процесса. Eсли зрители не будут ничего делать и говорить, шоу не получится. Нам даже не с чего будет начинать играть. Да, это сложно. Легко уйти в пошлость, нецензурщину, будто делая сцену более смешной. К тому же ты в доли секунды должен состыковаться с партнером. Вы должны понимать друг друга без слов.

— А ради каких чувств стоит попробовать себя в импровизации?

— Чтобы понять, на что ты способен в экстремальных ситуациях. Это ощущение полнейшей свободы, легкости. Один из постулатов импровизации гласит: если тебе самому невесело на сцене, то ты … (нехороший человек — И.И.). Ты всегда должен начать с себя. Eсли тебе весело, то и другим будет весело.

— Когда этот талант пригодился вне сцены? И вообще в жизни вы человек находчивый? Веселый?

— Об этом не мне судить. Но когда я говорю или кто-то из ребят говорит, то окружающим обычно весело. Но вообще-то умение импровизировать — это не только смешно отвечать на созданную ситуацию. Это умение нестандартно мыслить.

— Бывали ситуации, когда зрительный зал реагировал как-то неправильно? Никто не смеется… Как быть?

— Было, конечно. Тут главное не поддаваться панике, а принять, что все пошло не по плану. Вообще в импровизации учат кайфовать от своих ошибок. Чем меньше ты боишься совершить ошибку, тем проще ее принимать. А самое удовольствие, когда у тебя глаза пустые, у твоего партнера по сцене пустые. Вы смотрите друг на друга и ничего не понимаете. От этого вам становится смешно, и уже зрителю становится смешно.

— Говорят, что 2020 год просто ужасен по всем фронтам. И пандемия, и природные катаклизмы, и экономический кризис. Как считаете, сейчас вообще время шутить?

— Всегда нужно шутить. Юмор — это способ избавиться от серьезности любых проблем. В школе нам говорят быть спокойными, в университете сдержанными, на работе официальными, а когда веселиться? Кто этому учит? А между прочим именно юмор помогает всегда и во всем.

— Удается ли вам проще переживать тяжелое время? Или все- таки это миф, а юмористы не суперлюди?

— Да, тяжело, как и всем. Мы не смогли завершить сезон в проекте «Импровизация. Команды». Не смогли даже отпраздновать день рождения! И пока под вопросом наше обучение по длинной форме импровизации. Отсутствие репетиций и шоу сказывается. Начинаем деревенеть и сходить с ума. Поэтому пока живем так. Но скоро оживем по-новому!

— В мире регулярно вспыхивают конфликты из-за неполиткорректного юмора. Как вы к этому относитесь и, как считаете, к чему это приведет?

— Приведет к тому, что мы все станем обиженными друг на друга. Уже сейчас обижаются на политический юмор, на религиозный. Это будет приводить к цензуре, и мы станем согласовывать шутки перед шоу, чтобы никого не оскорбить. А ведь в импровизации это невозможно. Ты не знаешь, что будет у тебя в голове через десять минут, через двадцать. Куда тебя приведут ассоциации? Мы никого не оскорбляем, никогда не хотим обидеть. Мне кажется, вряд ли вообще кто-то хочет обидеть юмором — есть множество других способов. Юмор — скорее возможность увидеть пороки общества через такую призму. И так его и нужно воспринимать.

— Eсть ли вещи, над которыми нельзя шутить? И бывали ли случаи, когда шутка вылетела, а вы подумали «ой-ой, зачем я это сказал»?

— Бывало, с шутками перегибали. Но так как это импровизация, мы могли приостановить шоу и прилюдно раскаяться и обсудить со зрителями ситуацию. На мой взгляд, шутить можно обо всем, главное — знать меру.

— Eсть ли секрет, как шутить необидно? А не обижаться на шутки?

— Не переходить на личности. Обсмеивать ситуацию, а не героев ситуации. А насчет обид… Пожалуй, нужно иметь большую самоиронию и относиться к себе попроще.

ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта