Фитнес уповает на сарафанное радио
Кроссфит-клубу «Тайга» помогла пережить карантин финансовая поддержка правительства страны.
Клуб получил субсидии на зарплату и смог сохранить штат. На другие нужды (аренду помещения и коммунальные платежи) пошли личные накопления руководства. Eстественно, прежде эти накопления предназначались для других целей, но планы пришлось поменять, потому что не удалось договориться с арендодателем о заморозке платежей.
— Да, пришлось нелегко, но и в мыслях не было распустить сотрудников и закрыть все на клюшку, — говорит учредитель «Тайги» Дмитрий Баев, — у нас не такие огромные площади, как у магазинов или клубов, базирующихся в фитнес-центрах. Мы выжили, все нормально, с голоду никто не умер.
Как и другие клубы, «Тайга» сдавала в аренду оборудование: диски, грифы от штанги, гантели, кардиотренажеры, даже коврики. Причем за ними обращались не только клиенты клуба. Некоторые интересовались, нельзя ли купить оборудование, ведь в конце марта и в начале апреля подобные товары невозможно было приобрести в спортивных магазинах.
Сейчас «Тайга» — один из немногих спортивных центров, которые умудряются продавать новые абонементы, в то время как клиенты других фитнес-клубов еще «дохаживают» старые.
— У нас хорошо работает сарафанное радио, — объясняет Дмитрий Баев. — Мы не фитнес-центр, кроссфит — достаточно специфический спорт. В Тюмени вообще не так много кроссфит-клубов, поэтому, наверное, и есть спрос. А работает сарафанное радио очень просто. Наши клиенты приводят к нам в клуб друзей, знакомых, а те, в свою очередь, своих знакомых. Даже в такое время, хотя сейчас, откровенно говоря, совсем не сезон. Лето, жара, люди предпочитают проводить время на пляжах. Все хотят развеяться после месяцев сидения дома.
Тем не менее, период после открытия напоминает Дмитрию Баеву стартап. Как будто бы до ничего и не было, а тут бац и появился новый клуб, словно все начинается с нуля, люди потихоньку вспоминают подзабытые реалии.
Оно и не удивительно. Дмитрий утверждает, что многое поменялось по сравнению с тем, как все было до пандемии. Теперь количество посетителей, которые могут одновременно находиться в зале, ограничено. Eстественно, большие затраты уходят на средства индивидуальной защиты, дезинфекцию. «Eсть испытанное средство для мытья полов и других поверхностей, которым мы пользуемся, — рассказывает мой собеседник. — Раньше мы отдавали 700 рублей за канистру. Недавно оно у нас закончилось, решили заказать то же самое и заплатили уже 1700, хотя объем остался тот же, при этом с последней покупки прошло всего шесть или восемь месяцев».
— Пытаемся равномерно распределить занимающихся в течение дня, при этом не хотим терять людей. Но пока это не очень получается, потому что у нас, как я говорил ранее, сезонный бизнес, — продолжает Баев. — Первый сезон, весенний, мы уже пропустили. Весной обычно наплыв посетителей, они приводят себя в форму к летнему отпуску. Второй сезон — осень. Когда начинает холодать на улице, идут дожди, все возвращаются в зал. Нужно этим воспользоваться и пригласить как можно большее количество людей, неравнодушных к нашему виду спорта. Почти всем удобно ходить заниматься после работы, но пустить всех вечером невозможно. Будем оптимизировать даже не расходы, а время. Задействовать те часы, которые раньше не пользовались спросом, например, дневные. Мы работаем над этим. Готовим выгодные предложения, абонементы по акции, скидки и так далее, чтобы люди начали ходить днем, причем чтобы не только вернулись старые, но и пришли новые клиенты. Это, наверное, единственный выход из ситуации. Сейчас бесполезно поднимать цены, почти все пострадали от коронавируса. И это ощущается. У нас есть клиенты, которые раньше приходили три раза в неделю, сейчас — один, потому что нет денег.
Публика, которая может заниматься в «Тайге» в дневное время, известна. Это студенты и горожане, работающие по свободному графику. Поэтому Дмитрий Баев и его команда параллельно занимаются рекламой для раскручивания своего бренда и привлечения новых клиентов. Все происходит методом проб и ошибок. Сейчас, по словам Дмитрия, они отсеяли те площадки, где реклама бесполезна, удвоили усилия там, где она реально работает — в соцсетях. Благодаря этому, как надеются в кроссфит-клубе, уже осенью, а возможно и раньше, в «Тайгу» придет новый поток начинающих спортсменов.