Так ли хорош высокий покупательский спрос
У всякой медали две стороны. А учитывая ребро, еще и третья.
Высокая покупательская активность кого-то печалит (что ж, люди одичали совсем, что так набросились на товары?), кого-то не на шутку тревожит (толпы без масок и соблюдения социальной дистанции — это не к добру), а кого-то — радует (наконец-то выручка пошла!). Свое видение ситуации есть и у Eлены Eреминой, директора городского департамента потребительского рынка:
— Предприятия торговли, конечно, довольны покупательской активностью. Они давно ее ждали, готовились. Получили множество инструкций, как организовать процесс торговли после снятия ограничений, и сейчас делают все, чтобы и самим эти требования выполнить и мотивировать посетителей о них не забывать. В торговых точках размещены просьбы к покупателям носить маски, соблюдать социальную дистанцию. Но немало тех, кто игнорирует их полностью или частично, объясняя это тем, что, на их взгляд, бояться уже нечего. При этом почему-то не думают, что беспечное поведение может стать угрозой для других.
Возобладали и прагматические соображения, ведь многие торговые точки объявили максимальные скидки. А еще горожане устали от дефицита социальных контактов. Просто соскучились. Ведь в торговые центры всегда ходили не только за покупками, но и за общением, впечатлениями. Поэтому, когда сняли ограничения, некоторые стали вести себя как маленькие дети, которых после длительного наказания выпустили погулять на улицу — кинулись кто в песочницу, кто на качели.
Объясняется ли ажиотаж тем, что недостаточно развита интернет- торговля? Думаю, нет. Заказать по интернету сейчас можно все что угодно. Но виртуальную покупку с реальным шопингом не сравнить. Покупка в одиночестве не приносит такого удовольствия, как та, что сделана в процессе общения. Не зря психологи называют шопинг одним из вариантов психологической разгрузки. Eсть даже шутка, что самые тяжелые женские проблемы (депрессия и плохое настроение) легко решают парикмахеры и портные. Интернет-продажа — выбор по образцу, а в магазине — это еще и эмоции.
Крупные предприятия торговли, особенно в промышленной группе товаров, тяжелее всего переживали период изоляции. И быстро наверстать упущенное, скорее всего, не получится. Хотя есть точка зрения, что магазинам в данной ситуации легче всего. Но торговля — это сложный процесс, в том числе и логистический. Необходимо время, чтобы восстановить связи в прежнем объеме.
За прилавком работают все-таки не волшебники. И от одного их появления не может все сразу встать на свои места. У каждой торговой точки — определенная пропускная способность. Выше этих показателей никто прыгнуть не сможет. Но покупатели истосковались по покупкам, и спрос еще долго останется высоким.
Очень своевременно сделаны шаги по открытию торговых точек меньшей площадью. Нельзя не отметить организованность, собранность, системность работы над поставленными задачами руководителей торговых предприятий. Все необходимые требования они исполняли. Не было ни одного случая, когда предприятия торговли явились источником заражения. В магазинах очень ответственно подошли к сохранению здоровья сотрудников и покупателей — обрабатывали дезинфицирующими растворами поверхности, контактные зоны, входные группы, маршруты движения, меняли режимы работы персонала, технологию работы с упаковкой. Некоторые торговые точки даже отказывали в обслуживании покупателям без масок или предоставляли их на входе.
За этот период мы научились больше ценить такие простые вещи, как здоровье и общение. Послабление нам дали, но расслабляться и отказываться от мер безопасности еще рано.