И все-таки невиновна
Валентин Пикуль. Ступай и не греши. Издательство «Голос», 1995.
Мужская солидарность — явление непобедимое. И, прочитав роман Валентина Пикуля, согласно этой самой мужской солидарности, я должен был бы осудить главную героиню Ольгу Палем за то, что она застрелила своего возлюбленного.
Представители какого-нибудь, прости господи, «Мужского государства» так бы и сделали, выставив того мучеником, пострадавшей от «женского террора». Но какой он герой, если жил за счет девушки, при этом глумился, издевался над ней?
Вот здесь система мужской солидарности и дала сбой. Я встал на сторону девушки. Всегда сочувствуешь человеку, который влюблен по уши, потерял голову, потерял свое «я» и живет жизнью любимого или любимой, словно растворяясь в нем. Влюбиться до беспамятства означает — попасть в плен. А отношение к пленным никогда не отличалось гуманностью.
В общем, ничего нового. Любовь зла — полюбишь и козла, от любви до ненависти один шаг. Все так. Но как избежать таких крайностей, как не доводить дело до страданий, умопомешательства, смертоубийства? Я не знаю. Глупо ведь говорить о том, что в любви надо знать меру. Это как? Любить только по средам и пятницам, а может быть, с двух до семи? И лично я не могу осуждать эту женщину, убившую своего циничного истязателя. Хотя, наверное, можно уйти. Правда, не у всех получается.
Не знаю, какой бы приговор девушке выдвинула современная судебная система, но в конце XIX века суд присяжных Ольгу Палем оправдал. Впрочем, обвинение заявило о пересмотре дела, но и оно «назначило наказание в виде десяти месяцев лишения свободы» за убийство в состоянии аффекта, как сказали бы современные прокуроры. И их можно было понять, как и героиню романа.
***
фото: