«Мама сажает что-то в грязь»
Бедные наши городские детки. Потребность в труде не является физиологической, ее приходится воспитывать. Но я не уверена, что ее можно воспитать.
Меня воспитывали. Я должна была помогать родителям, бабушке, потому что младшие должны помогать старшим, это я хорошо знала, в каждой детской книжке такой месседж содержится.
Сначала это было даже интересно, тем более в школе как раз начались уроки ботаники: было удивительно обнаружить, что корневые системы растений действительно бывают только двух типов — стержневая и мочковатая. Родители копали, а мы с сестрой должны были перебирать комья земли руками, выбирая сорняки, и я, отряхнув очередной корешок, обычно махала им перед носом отца: ну, попробуй-ка определить, корневая или мочковатая? Ну же, это же так просто?! Тот смеялся, изображал двоечника: «Eвгения Рафаэлевна, я учил…», но, подозреваю, по-серьезному даже не глядел на мои корешочки. Иначе бы давно выучил, что там сложного-то. Стержневая имеет один толстый прямой корень с ответвлениями, а мочковатая тоже понятно — она как мочалка. Наверное, с лопатой ему было неудобно рассматривать корешки.
Затем какое-то время я увлекалась определением семейства цветковых растений. Особенно люблю крестоцветные, они самые простые и на даче их полно. Но курс ботаники закончился, и помогать на даче стало скучно, а иногда просто тяжело. Сидеть на жаре, отмахиваясь от комаров, мошек, слепней, и чистить клубнику, размышляя, что вообще- то не настолько я ее и люблю. А еще там попадались всякие противные штуки. Ну, в земле много таких, и почти все противные. Или если пальцем угодишь прямо в плевочек цикадки-пенницы слюнявой, есть такой клубничный вредитель, так вообще фу, невозможно терпеть. А слизни, улитки и прочая дачная нечисть?
Сейчас я не разрешаю детям говорить про насекомых «фу» и «гадость», у меня всегда наготове совет: на себя-то посмотри. Ведь с точки зрения слизня мы тоже не особо прекрасны. Но зато я не заставляю детей чистить клубнику. Я вообще не заставляю их помогать мне в огородных делах (ну кроме разве что «принеси» или «подержи»). Это мой выбор, если детям данный трудовой навык когда-то понадобится, они смогут и сами его приобрести, невелика наука орудовать тяпкой или секатором.
В общем, при любом удобном случае с дачной каторги я норовила удрать. И абсолютно все мои сверстники поступали точно так же. Мы радовались экзаменам, они давали нам поблажку и возможность остаться дома. Особенными везунчиками были те, у кого аллергия, а надежнее всего перелом, ведь в моем детстве редко у кого была аллергия.
Eдва повзрослев и получив возможность принимать самостоятельные решения, мои сверстники — как бы это помягче сказать? — вовсе забили на дачу. Все это позволяет мне утверждать, что трудовое воспитание не работает. И что подневольный труд вообще ничего не воспитывает, кроме свободолюбия.
Так что своих детей я к дачному труду приучать не стала. Пока они были маленькими, они охотно ковырялись со мной «в грязи», но большую часть времени играли с другими детьми, и я охотно пожертвовала большей частью грядок (кроме теплицы, ее все равно затоптать не удалось бы). Мы даже поставили на участке качели, горку и деревянный домик из оцилиндрованного бруса. Потом дети немного выросли, и мы отвезли на дачу видеомагнитофон и большую коллекцию мультфильмов. Потом они еще немного выросли — на крыше появилась телевизионная тарелка. Потом еще немного — и на трубу прилепилась коробочка спутниковой антенны, обеспечивающая стабильное интернет-соединение… Но почему-то я верю, что рано или поздно им понравится сажать помидоры. Прогресс-то не остановить. Закон жизни.
***
фото: Юра мешает дедушке сажать помидоры. Дедушка не возражает. Он знает, что интерес к лопате у Юры скоро пройдет.