Одиночество в толпе
Даже самый грамотный воспитатель не может качественно распределить внимание больше чем на 7-9 детей.
Это закон восприятия. А как быть, если в группе в три раза больше детей? Об этом мы говорим с Eкатериной Баяновой, психологом, немедицинским психотерапевтом.
— Бывает, ребенок не хочет в детский сад. А родители ему: надо.
— Ребенок не понимает слово надо. Он и не должен. Способность действовать из чувства долга — свойство взрослой психики. У ребенка личность только начинает формироваться. Систематически принуждая малыша делать то, что ему не нравится, то, что доставляет дискомфорт, мы не даем возможности сформироваться, как говорят психологи, его внутренним опорам.
У каждой личности, как у правильно выстроенного здания, есть свой каркас. В строительных вузах сопромат, сопротивление материалов, считается одним из самых сложных предметов. Eсли выполнить расчеты неверно, то все усилия, потраченные на проектирование и строительство, могут быть напрасными.
Про формирование детской психики можно сказать то же самое. Но мы почему-то не боимся детей перегружать, и порой из самых лучших побуждений создаем условия, которые не каждый взрослый выдержит. Нагрузка, превышающая возможность ее выдерживать, ломает здание, ломает психику. Такая нагрузка есть не что иное, как одна из форм насилия. Когда ребенок вырастет, он либо будет избегать ответственности, потому что в детстве от нее устал, либо привыкнет брать на себя непомерный груз (не только своей, но и чужой ответственности), который раздавит его, приведя к болезням и депрессии.
— Диссонанс между любовью к ребенку в семье и недостатком внимания к нему в детском саду может негативно повлиять на развитие личности?
— Для формирования цельной картины мира необходимо, чтобы рядом с ребенком был любящий взрослый, который воспринимает его как равного себе. Дошкольнику необходимо чувствовать, что он важен в этом мире, что его чувства и потребности принимают во внимание. Конечно, такое принятие не означает, что взрослый должен выполнять все его желания. Просто любящий взрослый относится к ребенку изначально как к хорошему, даже если тот плачет или злится.
Eсли такого отношения к себе малыш в раннем возрасте не получает, а слышит только упреки родителей и требования воспитателей, то у него формируется глубинное убеждение «я плохой», «со мной что-то не так», «я не достоин хорошего».
— Но, может, у хорошего воспитателя хватит сил и внимания на всех детей в группе?
— В группе невозможно уделять достаточно внимания каждому, разбираться в тонкостях чувств, желаний, потребностей, возможностей. Ребенок как отдельный, уникальный человек может остаться незамеченным в этой толпе. Eго оденут, обуют, вовремя накормят, уложат спать, даже поиграют с ним, как со всеми. Но ребенку для нормального развития требуется адресное внимание. Долго пребывать в ситуации игнорирования (пусть и не намеренного) вредно даже для взрослой психики. Такая среда формирует человека, не способного ставить перед собой цели и достигать их.
— Может ли укрупнение, эффект толпы и глобализм нынешних детских коллективов спровоцировать развитие социофобии у ребенка?
— Опыт невнимания, неприятия, пережитый в детстве, часто становится причиной всевозможных расстройств и отклонений в психике. Чем больше подобного опыта, чем он более ранний, тем нарушения серьезней. И это не просто проблема отдельного взрослого человека. Психологи считают, что от этого напрямую зависит уровень насилия в обществе.