Спрутвилль ищет ваши глаза и руки
Недавно я побывала в мрачном Спрутвилле, портовом городе уличных банд и мафиозных кланов. Там творится настоящая чертовщина — банды не только жестоко воюют за территории, но и обращаются за помощью к своим божествам. А те им отвечают…
Eсли честно, я бы лучше провела отпуск в более безопасном и солнечном месте, но пока единственный доступный нам способ путешествий — экран компьютера. Как вы догадались, загадочный Спрутвилль вы не найдете на карте. Этот город придумала и создала для нас независимая анимационная студия «ПИН». А Александр Капустин, ее основатель и художник, не только провел меня сквозь опасности Спрутвилля, но и рассказал, как развивается мультипликация в Тюмени и России.
— Сам я анимацией стал заниматься неожиданно для себя. Наткнулся на анимационную короткометражку про самоопределение в жизни, — рассказывает Александр. — Она меня так вдохновила! Посыл, стиль, подача. В общем, через некоторое время я собрался с мыслями, оставил дизайн и решил заняться анимацией.
Позже Александр познакомился с Алексеем Южаковым и Михаилом Артемьевым — вместе они работали над социальным комиксом для проекта «Шанс». Как-то в разговоре Александр поделился с ними мечтой об анимации. Ребята оказались легкие на подъем, так и образовалась независимая студия «ПИН» (Алексей стал там креативным продюсером, а Михаил сценаристом). А через некоторое время пилотную серию их анимационного сериала «Спрутвилль» зрители увидели на большом экране кинотеатра «Киномакс».
— «Спрутвилль» родился так же, как и многое в этом мире. Пришли люди, пообщались и решили: давайте сделаем мультсериал про детектива в мистической вселенной. И все такие: а давайте, — поделился Александр. — Нашли людей, выиграли грант, и пошло-поехало. Впереди работа над сезоном, это около восьми серий, и есть даже наработки на второй сезон. Осталось найти хорошие рабочие руки, поэтому если кто-то заинтересуется, то милости прошу, мы готовы пообщаться с каждым.
Но в профессии мультипликатора и аниматора не все так просто. И состоит она не только из ярких взлетов. Большую часть времени аниматор проводит сгорбившись и прищурившись…
— Самая интересная, но и сложная стадия пре-продакшна — этап, когда подготавливаешь материалы к анимации. В этот период придумываются персонажи, миры, правила, по которым они существуют, делаются тесты анимации персонажей, — рассказывает Капустин. — В общем, тут воображение работает на полную катушку, но и затрат умственных требуется неимоверно. Потом на смену этому этапу приходит сам процесс работы: кадр за кадром аниматор рисует весь мультфильм. Приготовиться надо к деятельности рутинной, механической, она требует большой выдержки. Ты сидишь на пятой точке 24 часа в сутки. И все ради того, чтобы за неделю упорной работы получились полминуты готового материала.
К тому же аниматору важно наблюдать за людьми, животными и окружающим миром, чтобы научиться убедительно передавать их в рисунке. Аниматоры часто пользуются референсами, видеороликами, на которых засняты действия, подходящие для мультфильма. Часто они снимают самих себя, делают те же действия, что и их персонажи, читают реплики, чтобы лучше понять, как персонаж должен себя вести, как двигаться, какие у него будут мимика и жесты. То есть аниматор — это еще и в некотором роде актер.
Зато перед автором анимации буквально нет ничего невозможного. По словам Александра, в этом анимация все еще обгоняет даже кино. Сила ее в том, что произойти могут любые метаморфозы, любое волшебство — насколько хватит фантазии автора.
Впрочем, несмотря на эти плюсы, в Тюмени анимация для многих все еще скорее хобби, чем профессия.
— Сфера анимации, если брать ситуацию не конкретно покадровой анимации, например, графика, CG, 3D, у нас активно развивается, — считает Капустин. — Тем не менее, мне очень сложно в Тюмени найти людей, которые не просто интересовались, а тоже бы владели какими-то навыками мультипликационной анимации. Может, они уезжают отсюда? Мне кажется, тут нет как таковой школы или объединения, которые помогли бы сформировать сообщество. Хотя, может, это я просто их еще не встретил.
Александр Капустин считает, что российской анимации есть чем гордиться. И это не только советская классическая мультипликация. Настало время локальных студий, которые тоже двигают российскую анимацию вперед.
— Например, не так давно созданная студия «EvilPirateStudio». И их проект «Киберслав» — очень амбициозный и интересный, — говорит Александр. — Или авторский проект «Концерт огня». А еще не стоит забывать про анимацию для клипов, например, на песню Глюкозы «Жу-жу». Все это формирует нынешнее направление российской анимации. А еще есть российские школы, которые способствуют возникновению большого анимационного сообщества. Я считаю, что мы двигаемся в правильном направлении.
В планах Александра Капустина нарисовать весь сезон «Спрутвилля», а попутно создать парочку короткометражных фильмов для фестивалей. Eще ему хотелось бы расширить команду, чтобы потихоньку захватить мир (это шутка, на всякий случай поясняет аниматор). Eсть у него в запасе несколько проектов, которые хотелось бы реализовать, но для этого нужно больше людей. Поэтому сейчас студия находится в активном поиске аниматоров «с горящими глазами и чудотворными руками».
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
***
фото: Так выглядит Спрутвилль;Александр Капустин.