Чтобы организму жизнь медом не казалась
Вратарю МФК «Тюмень» Сергею Логинову, похоже, не хватает острых ощущений. Он мечтал прыгнуть с парашютом, даже поднялся на борт самолета, но совершить прыжок не позволили погодные условия.
Вот и с другим его увлечением могло случиться то же самое.
— Прошлой осенью встретил на улице старого приятеля Диму, — рассказывает Сергей. — Он сказал, что увлекается моржеванием. Меня эта тема тоже давно интересовала. Я даже пару раз нырял в прорубь на крещение. Напросился поехать с Димой на следующий день после нашей встречи. Просыпаюсь утром, чувствую, в горле першит, а у нас чемпионат в разгаре, середина недели, игра в субботу, мало ли, заболею. Сказал, никуда не поеду. Договорились на следующую неделю. Но история с горлом повторилась. Мозг, видимо, сопротивлялся идее нырять в ледяную воду. Уже на третий раз я решился, подумал, черт с ним, с горлом — заболею так заболею.
— Почему тебя тянуло к ледяной воде?
— Хотелось попробовать что-то новое. Считаю, что жизнь сейчас стала чересчур комфортной. Почти все подвержены депрессиям. А они оттого, что человек не знает, чем себя занять. У меня дед — ветеран Великой Отечественной войны. Я у него как-то спросил: во время войны у кого-нибудь были депрессии? Он ответил, что люди думали только о том, как выжить, даже слова такого, депрессия, не знали. Теперь мы всем обеспечены: жильем, питанием, работой. Значит, организму надо давать встряску, искусственно создавать стресс. Например, голодать день или два. Я же захотел нырнуть в прорубь.
— Расскажи о своем первом погружении.
— Дима сказал, чтобы я не плавал, а просто посидел в воде. Сижу, креплюсь, проходит минуты полторы. Дима в это время плавал, увидел меня, удивился, давай, говорит, вылезай уже, давно пора. Потом прогрелся в бане, еще пару раз окунулся, и все. Так меня и затянуло с первого раза. Теперь если игр нет, то хожу три раза в неделю в прорубь, если есть, то два.
— Какими были первые ощущения?
— Эйфория, прилив энергии, сил, позитивных эмоций. Я не испытывал такого состояния ни от чего другого в жизни. Непередаваемые ощущения.
— А что потом?
— В первый раз нужно было просто себя пересилить, потому что оставался страх перед неизвестным. Второй раз я уже понимал, что меня ждет, но был азарт. Самым сложным оказался третий раз. Думал, когда шел к проруби, что опять в холод, опять будет сводить мышцы ног, перебьет дыхание. Но переборол себя, погрузился. А спустя месяц появилась тяга. Теперь хочется плавать в ледяной воде и вновь испытывать то чувство, которое возникает, когда из нее выходишь. Моржи говорят, что температура тела в такие моменты поднимается до 39-40 градусов. Это огромный стресс для организма, реакция, которая защищает от холода внутренние органы и убивает все плохие бактерии.
— Чувствуешь, что тебе помогает закаливание?
— Поначалу мне казалось странным, что таким способом можно лечить простуду. Как-то услышал разговор двух моржей. Один другого спрашивает: «А ты чего сегодня без бани?» Тот отвечает: «Да у меня горло болит, насморк, решил без нее полечиться». Я подумал, как можно без бани лечить насморк и горло — только с помощью ныряния в прорубь? Клин клином вышибают? Спустя полтора-два месяца я тоже простыл. Мне порекомендовали этот же метод лечения. Я не тот человек, который может отлежаться дома на больничном. Заболею, подведу команду. Доктор скажет, ничего себе, как ты себя убиваешь, выпишут штраф. Так вот, я все-таки поплавал, в баню не пошел, а утром — насморка как ни бывало, да и горло перестало болеть. До моржевания стабильно болел за зиму три- четыре раза, в этом сезоне было только обострение гайморита. Да и то из-за того, что у меня искривленная перегородка носа.
— А минусы в моржевании есть?
— Они есть везде, если перебарщивать. Конечно, существует риск переохладиться. Опытные моржи рассказывали, как люди теряли сознание во время соревнований по зимнему плаванию, их из воды вытаскивали. Один из основателей клуба, куда я хожу, любитель бегать босиком по снегу. Он обычно бежит до первой боли, потом надевает обувь. Как-то он решил перетерпеть боль. Бежит, крепится. Боль прошла, подумал, мол, еще немного побегаю. Пришел домой, через какое-то время ноги почернели. В больнице их потом чуть не ампутировали. Слава богу, отошли. Вроде он действовал ради здоровья, а мог остаться без ног.
— Какой предел у тебя?
— Я проплываю сейчас примерно 100 метров. Месяца через два после начала тренировок решил преодолеть 150, это моя максимальная дистанция. Скажу тебе, не очень приятные ощущения. Меня начало знобить, сводить пальцы ног, потом появилась ломота в конечностях. Ты когда-нибудь сильно замерзал? Ощущения такие, будто руку отлежал. После этого минут пять отходил, терпел боль. И понял, что мне это не надо.
— Это увлечение помогает твоей профессиональной деятельности?
— Лучше восстанавливаюсь. Перед выходным днем могу сделать шесть заходов: в прорубь, в баню, и так по кругу. Eсли даже накопилась сильная усталость за неделю, то отпускает моментально. Eще это укрепление иммунитета, сосудов. Раньше я был мерзляк, сейчас уже не так категоричен к холоду, легче его переношу.
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
***
фото: Сергей Логинов.