X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Начнем день с Моцарта?

Неизбежным следствием оглушившей весь мир вирусной напасти стало вынужденное ограничение культурных маршрутов и стремительное перемещение творческой активности в интернет, в том числе и в социальные сети.

Не то чтобы это явилось чем-то новым: виртуальный параллельный мир давно развивается, энергично и неуклонно, и многие из нас там уже более или менее комфортно обосновались. А некоторые и вовсе чувствуют себя в нем гораздо уютнее, чем в жизни, подобно Дон Кихоту, застрявшему в сети рыцарских романов. Но особенно травматичным моментом стало абсолютное отсутствие живого непосредственного общения. Любая творческая активность может публично репрезентировать себя только виртуально. Конечно же, все понимают неестественность и очевидные минусы сложившейся ситуации, а потому возникает искушение подсластить пилюлю и порассуждать о плюсах этой вынужденной транспортации.

Поискать хоть какие-то приятные и полезные стороны в ограниченных условиях меня подтолкнула наша дискуссия с журналистом Светланой Рычковой на моей странице в Facebook под репостом видеоролика с волшебным пением Юлии Лежневой. Слово за слово мы обратились к нашим музыкальным пристрастиям и способам их прирастания новыми именами и художественными фактами. Замечу, что брюзжание по поводу низкого уровня разговоров и разговорчиков, ведущихся в социальных сетях, справедливо лишь отчасти. Интеллектуальный градус беседы зависит от нашей собственной культурной продвинутости и круга интересов наших друзей (так что есть смысл подбирать хорошую виртуальную компанию). Плюс виртуальность дает возможность разговаривать с теми, кто находится в другой части света и кого мы никогда лично не встречали. Постепенно в ленте может сформироваться вполне приятное общество, своеобразная группа по интересам.

Другую возможность культурного обмена представляют группы по интересам. Их в том же Facebook несметное количество; только за последние пару месяцев я соблазнилась и вступила в какие-то замечательные сообщества любителей литературы и искусства, в частности, в такие музыкальные группы, как «Гленн Гульд», «Иоганн Себастьян Бах и другие композиторы эпохи барокко», «Великие пианисты», «Венский филармонический» (теперь вот радуюсь, что в сентябре набралась смелости и на юбилейное вспомоществование выскочила на денек в Вену на открытие сезона в знаменитом Золотом зале Венской филармонии, билет на стоячее место стоимостью в восемь евро заказала через интернет), «Русский балет», «Рахманиновское общество» и др.

Многие из упомянутых групп англоязычные, но знание языка не имеет большого значения, ведь основной контент — музыкальные файлы, а комментарии, которыми обмениваются участники группы, можно понять с помощью автоматического переводчика. Присоединиться к группам достаточно легко: посылаешь запрос на вступление, и очень скоро приходит положительный ответ. В некоторых сообществах просят ответить на несложный вопрос. Например, в группе «Исторические записи великих пианистов» меня спросили, кто является моим любимым пианистом первой половины ХХ века? «Горовиц!» — гордо ответила я, и пароль тут же сработал, дополнительных вопросов не последовало. Ну что же, Горовиц по-прежнему вне конкуренции. А еще в Facebook есть персональные странички, которые ведут сами музыканты, и к ним тоже можно присоединиться. Так, например, я подписалась на страницу известной певицы и дирижера Натали Штуцман. И теперь всегда в курсе новинок от Натали и ее оркестра «Орфео-55», вся информация сразу попадает в мою ленту.

Закономерно возникает вопрос: а зачем, собственно, вообще нужна эта излишняя суета и избыточная социализация? Ведь в помощь нам не только Гугл, Яндекс, но и YouTube. Действительно, с появлением в сети последнего ресурса исполнились заветные мечты меломана, невозможные в доинформационную эпоху: слушать редкие записи знаменитых музыкантов, узнать нераскрученные имена и знакомиться со свежими выступлениями оркестров и камерных ансамблей, смотреть оперные и балетные спектакли, посетить статусные концерты и квартирники, любоваться вожделенными дисками и т. п. Да, это была подлинная радость. В первое время я проводила так много времени, но в один прекрасный момент поняла, что мои поиски ограничиваются моим собственным художественным кругозором, вкусом и опытом. Переслушав всего Гленна Гульда и Фридриха Гульду, Марию Юдину и Татьяну Николаеву, Святослава Рихтера и Эмиля Гилельса, Вильгельма Кемпфа и Михаила Плетнева, а также других великих и прекрасных, обнаружила, что хожу по определенно очерченному кругу. Хотя в поиске иногда и набегала на что-то абсолютно новое. Так я открыла для себя нашу молодую оперную звезду Юлию Лежневу, завоевавшую мировую сцену своим барочным репертуаром и исполнением Моцарта и Россини. Кстати, часто в параллельных окошках YouTube предлагают других исполнителей, тем или иным способом соотносимых с объектом поиска. Таким образом в поисках новых записей Лежневой я набрела на Диану Дамрау, Магдалену Кожену, Элизабет Кулман, Патрисию Петибон, Ольгу Перетятько, Аниту Рачвелишвили и других талантливых молодых оперных див. В общем, вышла за пределы, ограниченные Каллас и Кабалье, хотя величие последних вряд ли может что-то поколебать.

В дополнение к путешествиям по предсказуемым маршрутам в YouTube общение в социальных сетях еще и азартно: так, на днях в одном из сообществ жарко спорили, какая Татьяна Ларина лучше — Рене Флеминг или Анны Нетребко. Обмен информацией и дружеское общение позволяют открыть новые для себя имена, понаблюдать за появлением будущих звезд. Буквально вчера поздравляли счастливую маму Марину Хозиеву, коллегу и выпускницу нашего тюменского филфака, с днем рождения ее дочери Дарьи, обладательницы прекрасного меццо-сопрано, выпускницы Гнесинки, только начинающей свою сценическую карьеру (обратите внимание и поставьте лайки в YouTube).

В связи с карантином в сеть также выкладываются многочисленные записи домашнего музицирования, в том числе используются новые технические возможности. Так, на днях появилась запись Шубертовой «Аве Мария» в исполнении Рене Флеминг и Eвгения Кисина. Eвгений аккомпанировал прославленной певице из Праги (он живет там), а Рене пела у себя дома в Вирджинии.

А давно ли вы слушали таких отечественных пианистов, как Роза Тамаркина, Игорь Жуков, Юрий Eгоров, Мария Гринберг, Александр Боровский, Яков Зак, Лев Власенко? Помните эти имена? А вы когда-нибудь слышали скрипичный концерт Вивальди — Баха в переложении для фортепиано в исполнении Зинаиды Игнатьевой, ученицы легендарного Самуила Фейнберга? Именно эти записи в последние дни выкладывали зарубежные участники группы «Исторические записи великих пианистов». А 18 апреля, например, они дружно отметили день рождения гениального Григория Соколова. А в группе «Великие пианисты» на днях вспоминали нашего тончайшего и лиричнейшего пианиста Наума Штаркмана. И я не удержалась, рассказала новым друзьям, как когда-то он частенько давал концерты в нашем клубе МГУ на Ленинских горах, куда мы бегали в тапочках, живя в общежитии в том же здании. Конечно же, не обошлось без удивленных и немного завистливых комментариев, ведь на Западе этот исполнитель почти не известен.

Виртуальная реальность не только утоляет нашу природную жажду знаний, но и дает прекрасную возможность отключиться от насущных дел и хотя бы на время перенестись в прекрасную, существующую вне привязки к времени и пространству, объективно существующую реальность. А еще интернет радует нас большим количеством замечательных музыкальных радиостанций, которые, пожалуй, заслуживают отдельного разговора.

Итак, не стоит пренебрегать этими нехитрыми радостями, если, конечно, есть возможность пользоваться интернетом. А как славно, проснувшись поутру, выйти в сеть, нажать на кнопку и услышать что-нибудь вселяющее надежду и несущее гармонию и душевное здоровье. Почему бы не начать день с Моцарта? Пусть Амадей будет нам в помощь!

* профессор кафедры русской и зарубежной литературы ТюмГУ, доктор филологических наук.

ФОТО ALEXKORENEVA.COM

***
фото: Юлия Лежнева.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта