Последнее желание: увидеть маму
Два непростых освобождения из тюменских колоний выпало на период пандемии.
Раньше срока — по решению суда — на свободу вышел тяжело больной Сергей, а еще через несколько дней по звонку отпустили инвалида-колясочника Eвгения. Дома их ждали. Но ни за тем, ни за другим родственники приехать не смогли. У пожилых родителей проблемы со здоровьем.
По выходу из исправительного учреждения бывшим осужденным полагается выплата — 850 рублей. Их бы, может, хватило, чтобы добраться до Нижнетавдинского района, куда надо было и Сергею, и Eвгению. Но здесь дело даже не в деньгах; сама дорога им не по силам. Обычно в таких случаях сотрудники пенитенциарной системы, чьи служебные полномочия не распространяются на вольную территорию за забором, обращаются к социальным работникам. И те помогают освободившимся добраться до дома. Однако в этот раз — из-за режима самоизоляции — оказать подобную услугу соцслужба не смогла.
— Но не оставлять же людей в беспомощном состоянии. Тем более что у одного из бывших осужденных желание добраться до дома и увидеть маму было, можно сказать, последней просьбой, — рассказывает Карапет Мардоян, начальник отделения воспитательной и социальной работы с осужденными УФСИН по Тюменской области.
Речь о Сергее, у которого на момент освобождения была уже четвертая стадия рака. Да, еще за спиной мужчины — в общей сложности 38 лет по разным колониям. Но в УФСИН решили, что сейчас не та ситуация, чтобы подсчитывать чьи-то криминальные «заслуги». И обратились к членам своего общественного совета с просьбой помочь человеку.
— Старенькая мама ждала его, несмотря ни на что, — говорит руководитель регионального отделения всероссийского Красного креста Михаил Морозов, который решил вопрос с транспортом и вызвался сопроводить Сергея в его деревню.
С ними поехали медицинский и социальный работники УФСИН. Получается, тоже в качестве волонтеров. Разговор в дороге был тяжелый. Насколько понял Михаил, Сергей все еще надеялся, что сможет победить болезнь и побыть с матерью подольше…
Инвалида-колясочника Eвгения взялся отвезти домой Андрей Якунин, директор центра развития социальных проектов «Милосердие». Лично не смог, потому что с подопечными своего центра был на карантине. Но договорился о специальном автомобиле, оборудованном для перевозки колясок, и попросил своих соратников поддержать инвалида в дороге.
Как видим, даже на самоизоляции общественники не изолируются от дел, заниматься которыми их в принципе никто не обязывал. Иной раз призыва о помощи в вайберовской группе достаточно, чтобы решить судьбу человека, оказавшегося в сложной ситуации.
Но волонтеры готовы помогать и на постоянной основе. Региональное отделение всероссийского Красного креста и центр «Милосердие» заключили с областным управлением ФСИН соглашение. Потому что, как показывает опыт, освобождение из мест лишения свободы — не самый простой этап в биографии человека, которого несколько лет пытались поставить на путь исправления. Пойдет ли он по этому пути, зависит в том числе и от того, кто и что ждет его на воле.
Р^. Говорят, после освобождения Сергей прожил дома 16 дней. Перед смертью аккуратно передал матери вещи, которыми — в качестве гуманитарной помощи — снабдили его добровольцы Красного креста.