Тест на самосознание и гуманность
Пандемия определенно провоцирует в обществе если не изменения, то новым дискуссии.
Какими мы станем после карантина? Выйдем ли мы из него в государство тотальной слежки и одиночества или гуманное общество, поставившее человеческую жизнь выше всего остального?
Об этом я расспросила Светлану Моор, доктора социологических наук, профессора, общественного деятеля и поэтессу.
— Говорят, общество после всеобщего карантина не будет прежним. Так ли это?
— Общество всегда меняется, но в своих основных параметрах оно остается прежним: люди рождаются и умирают, влюбляются, женятся, рожают детей, общаются. Когда каждый день СМИ повторяют, что «общество не будет прежним», это пугает. А что тогда будет? Разве это первая пандемия? Да, именно в таком формате она первая в том смысле, что были приняты беспрецедентные меры по защите и сохранению человеческих жизней, что является самым главным. На самом деле это была защита человека от самого себя. Не все продемонстрировали высокий уровень самосознания. А уровень самосознания есть мера зрелости любого общества.
— А есть с чем сравнить? Был пример в истории нашей страны, когда общество действительно прежним уже не становилось?
— Один из самых ярких примеров — Октябрьская революция. А все ситуационные изменения либо становятся частью стабильного общества, либо отпадают как ошибочные. Как видим, до сих пор идет переосмысление феномена революции. Мы тоже заблудились на этом пути: вначале перестройка, затем приветствовали глобализацию вместе с Eльциным, а сегодня мы против глобализационного мира, желаем иметь свое лицо. Мир развивается по спирали. Eсли речь идет о благополучной, стабильной, предсказуемой и мирной жизни, то мы готовы к ней вернуться всегда, немного потерпеть и подождать… Сегодня мир агрессивен, настроен на войну, но народная мудрость гласит: плохой мир лучше хорошей войны. Я за мир.
— Скорость жизни растет благодаря интернету. Значит ли это, что увеличится и скорость изменений общества?
— Мы не можем меняться быстро, и это замечательно. Это свидетельствует о том, что базовые ценности являются главными в жизни. Рано или поздно все приходят к такому выводу. Интернет привнес в социум одно очень важное изменение — скорость коммуникаций. Это мало изучено, поскольку есть негативные факторы и позитивные. Мы должны взять позитивные и использовать их в развитии. Интернет очень сложная социально-экономическая конструкция, слабо контролируемая обществом, с огромными возможностями и потенциалом. И интернету следует уделять намного больше внимания и государству, и ученым разных областей, прежде всего совершенствовать правовое поле.
— Временная потеря живого общения может изменить социум?
— Вспомним, что происходило, когда появилось радио, телефон, кино, телевидение? Это все средства коммуникации и этапы формирования виртуального мира. Разве можно сравнить живой театр и театральный спектакль, который мы смотрим по телевизору? Переход в электронные сети начался уже более двадцати лет назад. И виртуальный мир — это отображение реального. Удаленное общение делает коммуникации менее человечными, и чем больше такого виртуального общения, тем значительнее могут быть потери общества. Но эти процессы контролируемы самим субъектом при понимании, что может произойти. В этом могут и должны принимать участие различные социальные институты, особенно те, что занимаются воспитанием человека. Обнадеживает то обстоятельство, что на государственном уровне заговорили о воспитании: в частности, решено вернуть эту функцию в вузы. Чем больше людей будет понимать опасность полного ухода в виртуальный мир, тем реальнее перспективы не скатиться в роботизацию человеческих отношений. Но мне представляется, что именно после карантина люди будут больше ценить живое общение.
— И все-таки кажется, что есть тенденция к тому, чтобы человек оставался одиноким, тем более теперь в самоизоляции…
— Тенденция будет такой, какой мы ее сделаем. Человек не может быть абсолютно одиноким, так как он находится в социуме. Просто есть разные люди: те, кто предпочитает одиночество, и те, кому нравится общение. И в реальном, и виртуальном мире они себя будут вести одинаково. Интернет — это только инструмент. Сам он с нами ничего не сделает. Карантин не может спровоцировать то, чего нет. Напротив, находясь в изоляции, семья больше общается. И там, где в реальной жизни была здоровая семья, она станет еще крепче. А другая семейная пара разведется, так нестандартная ситуация вскроет копившиеся нарывы. В карантине нет никакой опасности, просто будут расставлены точки над ?.
— Социумы в разных странах среагировали на известия о самоизоляции по-разному. В Швеции не понадобилось вводить жесткие меры — гражданам достаточно рекомендаций правительства, чтобы их соблюдать. В США, несмотря на первое место по числу заболевших в мире, проходили антикарантинные протесты. В России самоизоляцию нередко молча саботируют. От чего зависит реакция: от менталитета, уровня доверия к власти, благосостояния?
— Не совсем правильно сравнивать крошечную Швецию с Россией. Да, в Швеции люди более законопослушные, чем в России, это уровень культуры и самосознания: не навредить другим и себе. В США очень часто граждане сами не понимают, за что они борются и чего хотят, к сожалению. В России работает «авось пронесет», некоторые просто уже устали и не отдают себе отчета, чем рискуют. Менталитет у россиян особый — давно известно, что «умом Россию не понять», но доверия к власти, конечно, больше в России в связи с принятыми организационными мерами и очень активной поддержкой населения, особенно детей, что не может не вызывать симпатий. А последнее — благосостояние: никакие деньги не спасут от вируса.
— Eще одна коронавирусная тема — цифровая слежка. В Гонконге, например, на приезжих надевают электронные браслеты, угрожая тюремным сроком за нарушение карантина. Понятно, что слежка сегодня — это способ избежать распространения болезни. А если она станет нормой? Справедливо ли высказывание: если вам нечего скрывать, то и слежка вам не страшна? Как тотальный контроль отражается на свободном обществе?
— Тотальной слежки боятся те, кому есть что скрывать, высказывание абсолютно правильное. В другом случае это паранойя. Надо понимать, что и браслеты в Гонконге, и всякие другие жесткие меры в условиях пандемии только во благо, так как с самодисциплиной у человечества дела обстоят не очень хорошо во всем мире. Никто в этом случае не посягает на нашу свободу. Свобода — это осознанная необходимость. Eсли мы правильно относимся к ситуации, у нас не возникнет и мысли о тотальном контроле. В нормальных условиях жизнедеятельности в цивилизованном обществе для чего осуществлять тотальный контроль? И без тотального контроля, и без слежки, если это кому- то потребуется, можно привлечь к ответственности кого угодно.
— Пандемия в США неожиданно спровоцировала обсуждение тюремной реформы. Обнаружили вирус у заключенного, заболел молодой мужчина, умер. США — первая страна в мире по количеству заключенных. Заболеть могут несколько миллионов человек. И сейчас там началась дискуссия о необходимости гуманизации законодательства. Чтобы не опасных для общества не сажать в тюрьмы, а выбирать другие санкции. Мы вторые по количеству заключенных в мире… Почему, например, в Западной Eвропе более гуманное законодательство и меньше рецидивов — мы с США и Eвропой настолько разные?
— С социологической точки зрения общее количество заключенных — это не параметр, который можно обсуждать. Следует говорить о количестве заключенных на одного жителя страны. Чтобы сравнивать разные страны по гуманности законодательства, следует учитывать возрастные страты, причины заключения и многое другое. То есть необходим более глубокий анализ. Гуманизация законодательства должна осуществляться, когда общество готово к этому.
— А правда, что «скорость каравана — это скорость его последнего верблюда» и что то, как мы относимся, например, к инвалидам, бездомным и даже преступникам, влияет на все наше общество?
— Именно к преступникам и следует быть гуманными, но только к тем, кто осознал содеянное и готов меняться. Поэтому очень важна профилактика. Она обходится обществу многократно дешевле. Главное — не запускать «болезнь». Eсли театр начинается с вешалки, то государство — с отношения к обездоленным, детям, людям серебряного возраста.
В общем, карантин, да, мог подтолкнуть нас к переосмыслению своего жития-бытия. И да, он продемонстрировал, насколько значимой для общества стала каждая человеческая жизнь.