X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

О независимом театре и эффекте Матфея

Искусственный интеллект агрегаторов новостей хоть и беспристрастен, но, кажется, по-своему ироничен.

С новостью от «Forbes» «Российские миллиардеры разбогатели за время пандемии на 62 миллиарда долларов» соседствует заметка «Комсомольской правды» «Уральский драматург Николай Коляда вышел просить милостыню. Из-за ограничений в связи с коронавирусом его театр остался без средств к существованию»…

Негосударственные театры по всей России сейчас находятся в бедственном положении. Раньше они особенной помощи ни от кого не требовали, жили благодаря своему таланту и готовности, что называется, пахать. Руководитель тюменской театральной студии «Будильник» Юрий Демчук вспоминает, что бывали в их жизни очень сложные времена, но всегда сохранялось понимание, что все зависит от них самих. Теперь же государство, беспокоясь за здоровье горожан, закрыло двери театра. Не поспоришь — повод весомый. Но остается вопрос, почему актерам и режиссерам не оказали поддержки?

— У меня есть все сканы писем, которые я отправлял депутатам с просьбой о помощи. Они мне ответили одинаково: указ президента запретил тратить депутатский фонд на что-либо, кроме борьбы с пандемией, — поделился Юрий Демчук. — Кроме того, у нас есть юрист, он занимался поисками любой поддержки, которую мы могли бы получить. И я скажу как есть — государство нам реальной помощи не предложило.

«Будильник» — это театр на улице Монтажников, 61. Чтобы добраться оттуда до центра города на автобусе, нужно иметь в запасе больше часа. Неудивительно, что жители отдаленного микрорайона рады, что театр и детская студия появились прямо на пороге их дома. К тому же студия управляется профессионалами, а спектакли становятся творческим событием.

Теперь окна «Будильника» прикрыты картонками с надписями «Мы скоро встретимся!», «Я верю!»… Эти записки сделали актеры и режиссеры театра. С объявлением режима самоизоляции они уходили не с верой даже, а с надеждой вернуться в свой дом, который находится в аренде и под грузом кредитов.

А пока студийцы преподают онлайн малышам от трех лет. Удержать их внимание — целое искусство и в обычной жизни, а Наталья Зайцева и Настя Eгорова умудряются увлекать детей через экран монитора. Денег за эти занятия в студии не берут, потому что «у родителей их и так нет». Впрочем, и зрители помогают театру как могут. Перечисляют деньги, присылают слова поддержки. Но, как отмечает Юрий Демчук, хоть это и очень вдохновляет — это капля в море расходов. Впрочем, летом «Будильник» надеется открыть двери театральной школы.

Долгое время негосударственные театры вообще отсутствовали в повестке мер поддержки. Только недавно Союз театральных деятелей России и министерство культуры начали обсуждать их судьбу.

— Минкульт собрал рабочую группу по разработке мер поддержки и выхода индустрии из кризиса. Александр Калягин (председатель СТД) — член этой группы. Больше пока информации нет, — рассказала нам Юлия Юдина, начальник информационно-аналитического отдела СТД.

Может быть, на негосударственные театры не обращают внимания, потому что они не так уж и важны в масштабах театральной жизни страны? Об этом я спросила заслуженного работника культуры РФ, кандидата педагогических наук Марину Жабровец.

— Создать такой театр может любой, но чаще всего у истоков стоит человек из профессиональной среды, которому надоел государственный репертуар и замшелые спектакли (я не о всех государственных театрах говорю!), способный сплотить возле себя команду единомышленников. Точнее, возле своей идеи, — сказала Марина Владимировна. — В первую очередь для независимого театра нужна оригинальная идея, эксперимент, поражающий новаторский поиск. Независимый театр — это театр, решившийся на смелое художественное высказывание как по содержанию, так и по форме. Уже только поэтому такие театры следует культивировать и оберегать, так как они и есть родник творчества в чистом виде. Независимый театр появляется не по воле чиновников, а по воле одержимых театром энтузиастов. Это очень важный фактор, потому что такие инициативы и их реализация позволяют судить о наличии или отсутствии в стране гражданского общества. К сожалению, приходится согласиться с известным театроведом Мариной Давыдовой, которая занималась исследованием отечественных независимых театров и пришла к выводу, что «со сферой самопроявления свободных граждан… у нас так себе. Даже после распада СССР низовые театральные инициативы в России оказались не столь уже многочисленными. В общем и целом наш театр — это до сих пор не вольное сообщество эстетически близких друг другу артистов и режиссеров, а пафосная гробница с колоннами и труппами (так и хочется написать это слово через одно «п»)». И еще с одной ее ироничной сентенцией не могу не согласиться: «Eсли ты хочешь быть независимым от государства, изволь быть зависимым от капитала».

Негосударственному театру существовать гораздо сложнее, чем государственному, считает Жабровец. Особенно если проект не поддерживают спонсор или меценат. А много ли у нас таких? Но так или иначе, независимые театры есть. Они уже заявили о себе как об отдельном культурном феномене с большим творческим потенциалом. Невозможно это отрицать. Этот феномен обретает голос. Прошлой осенью в России даже возник Союз независимых театров. Союз стремится представлять свое сообщество на федеральном уровне, лоббировать изменения в законодательстве, способствующие деятельности независимых театров, помогать на старте молодым коллективам, способствовать гастролям независимых театров внутри страны и за рубежом, организовывать фестивали независимых театральных коллективов.

«Убеждена, что за независимыми театрами будущее. Они научатся кооперироваться, найдут новые формы выживания и продолжат обогащать культурную палитру всех городов России», — резюмирует Жабровец.

Значимость проблем частных и независимых театров и других учреждений культуры замечают в мире. Эрнесто Оттоне, заместитель генерального директора ЮНEСКО по культуре, опубликовал обращение: «Сейчас, как никогда ранее, людям необходима культура. Культура помогает нам справляться с кризисными ситуациями. Она дает нам надежду. Культура напоминает нам, что мы не одни. Многие работники культурной сферы, особенно те, которые работают в секторах свободной или неформальной экономики, теперь не могут сводить концы с концами, не говоря уже о создании новых произведений искусства. Поэтому ЮНEСКО будет прилагать все усилия по поддержке сферы культуры. Мы надеемся, что вы присоединитесь к нам и поддержите ваши общины насколько это возможно».

А главное, нам повезло: в нашей стране есть люди, которые увеличили капиталы даже во время пандемии. А значит, есть кому без особого ущерба для себя заняться благотворительностью… Но пока в России увеличивается число миллиардеров, драматург, режиссер, заслуженный деятель искусств Николай Коляда пишет:

— Сидели у театра, просили милостыню. Не подали.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта