Тополя ей к лицу
Обе мои собеседницы — и выпускница колледжа производственных и социальных технологий Дарина Абышкина, и уже состоявшийся ландшафтный дизайнер Олеся Налобина, — считают, что деревья нуждаются в уходе.
И это не только полив и окучивание. Обрезка, формирование кроны также важны. Но другой вопрос, что в арбористике, как и в других сферах, должны применяться только профессиональные подходы.
Дарина пишет дипломную работу. В колледже она прошла подготовку по тому же направлению, что и двенадцать лет назад Олеся Александровна — садово-парковое и ландшафтное строительство. Девушка планирует продолжить обучение в вузе и совмещать его с работой. Практику проходила в «Плодовом», где ухаживала за саженцами, и в «Вереске», на озеленении города. Прошлым летом придумывали планировочные решения для цветников. В парковом строительстве тяготеет к классическим подходам. Считает, что растения, а особенно деревья, очень влияют на восприятие города.
— Говорим, что Тюмень — деловой, современный большой город, где появляется все больше интересных точек притяжения. А деревья без листьев и ветвей противоречат этому. Конечно, каждую весну надо формировать им крону. Но подход к обрезке должен быть профессиональным, а для обывателя это синоним гуманности. Когда обрезают, оставляя только ствол, то это разрушает эстетику, — считает Дарина. — Спрашиваете, какие деревья подходят Тюмени? Тополя, но пирамидальные, серебристые. Надо понимать, что даже если заменить их яблонями или березами, за ними все равно придется ухаживать.
.. .Олеся Налобина сейчас в основном занимается частными заказами, хотя ее компания может выходить и на электронные торги — опыт есть, ресурсы тоже. Но с муниципалитетом взаимодействует в ином ключе:
— Мы состоим в Тюменском ландшафтном клубе. Основали его года два назад с коллегами. Вместе создаем выставочные сады, чтобы показать вариации оформления зеленых территорий. У нас нет привычных бархатцев или петуний. Мы их меняем на многолетники, недорого и эффектно. Сейчас тенденция на блочную посадку, массивную и разноуровневую. Для создания живой изгороди на небольшом участке мне нужно 30 кустов спиреи японской. Но она должна быть именно одного сорта. Выше нее — пузыреплодник бордовый, а ниже — шалфей дубравный или астильба. Получается не два-три кустика, как мы их называем, винегрет, а разноуровневая блочная посадка. Смотрится эффектно. В Москве такое практикуют повсеместно. И в Казани. А Тюмень только приходит к тому, чтобы перенять этот опыт. Буквально года два-три прошло с создания нашего ландшафтного клуба, и администрация города нас поддерживает в стремлении к новым подходам: смотрит, что мы создаем, как это реализовать.
— То есть бархатцы — это не кризис идей, а переходный момент?
— Да, сейчас подходы меняются.
— Нужно ли сохранять при новых подходах те насаждения, которые есть?
— Конечно. Но самое главное, обеспечить уход за ними. «Ива- парк» проводит обучающие семинары для садовников. Там много времени отводится арбористике. Получив контракт, люди должны знать подходы и приемы. Неправильная обрезка приведет к тому, что дерево погибнет, но до этого вызовет массу негатива. Не столько само дерево, сколько люди, ответственные за неграмотную обрезку. В наших чатах часто появляются фотографии такой обрезки, после которой дерево уже не восстановится. Выглядит это удручающе. Учить и требовать — единственные меры, которые можно принять.
Растения — очень благодарные создания: если их любят, заботятся о них, то они отвечают взаимностью.
ФОТО АВТОРА
***
фото: Олеся Налобина.