Эффект хамелеона
Алексей Толстой. Хождение по мукам. Юж.-Урал. книжное издательство, 1982.
Писатель-хамелеон — именно такое впечатление у меня сложилось об Алексее Толстом после прочтения трилогии.
Первая часть «Сестры», где писатель повествует о петербургской богеме, о творческой интеллигенции перед Первой мировой войной, очень хороша. Великолепный язык, красочные и точные эпитеты, скрупулезное описание атмосферы того времени, характеры многих героев, не только главных. «Сестры» — захватывающий роман, где автор честен и нейтрален.
Это историческое произведение, которое Толстой написал в эмиграции в Берлине. Эту часть трилогии я прочел залпом, открыв для себя предреволюционный Петербург.
Но затем сработал тот самый эффект хамелеона. Толстой приехал в СССР, получил привилегии от советской власти. И объективность, как мне кажется, покинула роман. Я не мог понять, что за перелом произошел в сознании офицера Вадима Рощина, человека, который всей душой любил Россию и готов был умереть за страну, что он из ярого белогвардейца превратился в красноармейца. И стал частью того движения, которое ему было абсолютно чуждо. Это «перерождение» показано неубедительно. Я не поверил и жалею, что дочитал роман до конца.
Белые — сплошь моральные разложенцы, неудачники, алкоголики и насильники. Зато красноармейцы — святые и добрые люди. Как у Блока: «…в белом венчике из роз… «
Соль в том, что, в отличие от революционных романов писателей-однодневок, о которых сейчас никто и не вспомнит, в «Хождении по мукам» белые не показаны совсем уж болванами и дегенератами. Но все-таки это не литературное произведение, а хорошо написанная пропаганда.
***
фото: