X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Как поддержать одержимых

Тюменская художница Наталья Львова, добившаяся признания за океаном, как-то говорила в интервью нашей газете: навыки самопрезентации стали так же важны, как и мастерство. Художник должен уметь продавать свои работы.

Eе этому научили в Стэнфордском университете. Для нас эта мысль до сих пор нова. Долгое время доминировала другая культура, когда правильнее было скромно делать свое дело и ждать, пока тебя заметят.

«Это действительно сумасшествие»

Светлана Веденева — мастер гончарного ремесла и основатель SWCeramica. Eе работы мы могли видеть не только на ярмарках и конкурсах, но и в кинофильме «Тобол». А начиналось все, как это часто бывает, с детской мечты.

— У меня была прекрасная работа, не связанная с творчеством, и ничего, как говорится, не предвещало беды. Но художницей мне хотелось стать с детства, просто родители не поддержали. «Сначала получи профессию, потом делай что хочешь». В моем случае «время делать что хочешь» наступило после того, как дети выросли, — рассказывает Светлана. — Сначала мне папа сделал гончарный круг, потом, когда мне было далеко за сорок, я пошла учиться в Алябьевское училище в Тобольске. Так хобби выросло в профессию.

Заниматься гончарным ремеслом дома далее не представлялось возможным, и Светлана сняла помещение, открыла школу гончарного мастерства для детей с трех лет.

— До открытия мастерской печка у меня стояла на балконе, гончарный круг в комнате, а домашние ходили по стеночке, боялись, что я сошла с ума. Вся квартира в глине, в ванне она мокнет, в кухне разминается, — с улыбкой вспоминает Светлана. — Это действительно сумасшествие, я просто не могу остановиться. Не хочу выходных, не хочу праздников. Глина — материал магнетический, особенный. Представьте, вы просто берете кусок земли (а начинала я с тюменской глины) и творите все, что приходит в голову.

По мнению Светланы, глина — материал живой. Но если творить без любви, то на каком-то этапе она обязательно даст трещину или еще как-то проявит характер.

До карантина школа Веденевой приносила устойчивый доход. А потом начались проблемы. Арендодатель не пошел навстречу. Сказал: «Нечем платить — выезжайте».

— Я понимаю, что каким-то образом нужно научиться заниматься продвижением в интернете, — говорит Светлана. — Ведь, честно, я смотрю на многие мастерские в России. И не говорю, что мы лучшие, это не так, но на уровень выше многих. Другое дело, что работы наши мало кто видит — мы привыкли предлагать их разве что на ярмарках и других мероприятиях, которые сейчас запрещены. Рекламой я не занималась никогда. Да и не уверена, что смогу, все-таки это совсем другая сфера.

Светлана делает любые керамические изделия на заказ и сегодня.

Бетонно-бумажная любовь к городу

«Бумажка» — это проект Виталия Рябкова, родившийся в 2019 году. Виталий делает стильные сувениры и открытки о Тюмени. Сам он скромно говорит: «Я не художник!» Но при этом его иллюстрации с достопримечательностями раскупаются, а в прошедший День города их использовали в оформлении праздничных шатров на площади 400-летия Тюмени.

— Я иногда бываю в Санкт-Петербурге, а там вижу огромные ларьки с сувенирными товарами, — рассказывает Виталий. — Много классных и действительно душевных и качественных сувениров, сделанных со старанием. В Тюмени сувенирная торговля практически не развита. Мне хотелось сделать что-то такое же качественное, как я видел в Санкт-Петербурге, и этим сейчас я стараюсь заниматься.

Виталий уверен, что у нашего города есть своя душа, собственная культура и юмор. В общем, есть за что искренне его полюбить.

— Многие приезжают сюда однажды и остаются навсегда, — говорит Виталий. — Звучит как фраза из фильма? А я лично часто слышал эту фразу, когда общался с нашими покупателями.

Недавно «Бумажка» запустила серию фотографий с гуляющим по городу нарисованным медведем — героем открыток. У мишки даже появились фанаты.

— Пока что у него нет имени и истории, но я планирую что-то с этим сделать, — поделился Виталий. — Ведь у Тюмени нет определенного символа, а мишка стал таковым для нас.

В самоизоляцию вместе с тюменской семейной мастерской «Юапкоп» Виталий создает магнитики на холодильник, имитирующие плиты с надписью «Тюмень» с нашей набережной. Чтобы каждый смог взять кусочек набережной себе или подарить близким. А как только карантин закончится, Виталий мечтает отправиться с маленьким сыном гулять по городу, есть мороженое и кататься на каруселях.

Чумной доктор поднимет настроение

Ирина Орлова создает завораживающие аксессуары и украшения под брендом «»Pereletnaya riba». У нее можно заказать, например, стильный кокошник. Она активно ведет социальные сети, сотрудничает с фотографами. Поэтому заказы поступают к ней даже в карантин.

— Все началось с декрета. Я боролась с усталостью и раскрашивала свой день сурка при помощи хобби, — рассказывает Ирина. — Сначала были только ободки, но фотографы, с которыми я сотрудничала, хотели именно кокошники для проектов в стиле аля рюс. Я была уверена, что они останутся пылиться на полке, но даже первые кокошники у меня купили. Самым неожиданным было то, что их купила заслуженная артистка России. Это меня невероятно вдохновило. За шесть лет, что я занимаюсь ими, кокошники разлетелись по всему миру. Кроме артистов и ведущих их покупают и маленьким детям на утренники, на выпускные в школы и университеты, невестам, а девочки за 30 — просто на свои дни рождения. Ну и, конечно, фотографы. Одна из любимых съемок в моем кокошнике — это девушка в образе Царевны Лебеди с картины Врубеля.

Ирина работает на удаленке, а в свободное время делает то, что нравится. Броши, ободки, эполеты. Eе новое увлечение — новогодние игрушки из ваты, будто с советской елки. А на днях для фотопроекта мастерица расшивала маски.

— Самые популярные сейчас ободки-узлы! Я делаю из кожзаменителя и джинсы. Пока были закрыты салоны красоты, они прикрывали неидеальные прически и отросшие корни волос многих тюменок. Девочки, простите, кого сдала, зато подарила отличный лайфхак тем, кто не знал об этом способе, — говорит Ирина.

Тем, кто загрустил на карантине, Ирина рекомендует приобрести брошь. В ее ассортименте есть как классические цветочки и перчики, которые выбирает более широкий круг клиентов, так и украшения для любителей «погорячее»: есть брошь «Чумной доктор» (абсолютный хит!), Гомер Симпсон в шапке-ушанке, «моряк-русалка» и многое другое.

Бесед с творческими людьми состоялось даже больше, чем могло уместиться в этот текст. Например, в кондитерской «MOLEVICH» нам рассказали о культуре русской кухни и философии приготовления сладостей. Заметно, как люди болеют своим делом, как они в него верят. Но пока не все они освоили маркетинг, мы можем помочь им, ища в интернете произведения именно тюменских мастеров.

ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

***
фото: Модель в кокошнике от Ирины Орловой;Виталий Рябков.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта