X

  • 26 Июль
  • 2024 года
  • № 81
  • 5580

Моряки, медведи и деловые люди

Корпели вы в детстве над рисунком часами? Несли ли потом его родителям и с нетерпением ждали их оценки? Вот они рассматривают ваш разрисованный листочек, а вы заглядываете каждому в лицо, пытаясь угадать — нравится ли? Примерно в таком ожидании открыли долгожданный сезон тюменские музеи.

Пауза для подготовки новых экспозиций в связи с пандемией получилась долгой, работники музея кропотливо их готовили. Теперь им действительно есть что нам показать. А главное — не терпится это сделать.

О чем говорят мужчины

Мы с экскурсоводом Ольгой едва ли не бежим на второй этаж торгового дома Колокольниковых. Ольга легко взлетает по высоким деревянным ступенькам, успевая рассказывать мне о новой выставке. Я пытаюсь не отставать.

— За время пандемии мы приготовили экспозицию «Деловая Тюмень», — дождавшись меня на втором этаже, начинает Ольга. — Здесь представлены аспекты увлечений мужчин конца XIX — начала XX века.

Начинается выставка с рабочего кабинета. Дубовый стол придвинули к окну, которое завесили старинными шторами. У стола манекен в деловом костюме XIX века, а стену украшает картина того же времени. Очевидно, в кабинете этом работал большой любитель охоты. На высоком комоде стоят чучела птиц.

— Вторая зона у нас посвящена торговле, ведь в нашем крае именно она была основным занятием деловых людей, — продолжает экскурсию Ольга.

Следом за торговой витриной — курительная комната. Здесь представлены трубки разных времен, скамья для перекура, как в приказчичьем клубе. Под скамьей лежит собака товарища Блюхера из папье-маше. Eе подарили музею питерские мастера вместе с восковой фигурой Василия Блюхера. Собака, к слову, используется в экспозициях значительно чаще, чем ее хозяин. Eй уже 26 лет, и чего она только не повидала! Впрочем, в клубе конца XIX века вряд ли ей удалось бы увидеть что-нибудь из ряда вон выходящее — устав тюменского приказчичьего клуба строгий. Так, первая цель клуба по уставу 1869 года: в приятном и, что особенно важно, полезном проведении времени. «В дозволительных играх и танцах, во взаимном ознакомлении между собой приказчиков, в обмене мыслей по специальностям и в приобретении через чтение элементарных, технических и промышленных знаний». Вот вам и ответ на знаменитый вопрос: о чем говорят мужчины? Что в XIX, что в XX, что в XXI веке…

— А нашу новую выставку, посвященную Александру III, вы видели? Нет? — спрашивает Ольга. — Она в соседнем здании.

И вновь полная энтузиазма Ольга упархивает от меня по лестнице. Кстати, в доме-музее Колокольниковых работает новая выставка, посвященная чаю, кофе и десертам. Десерты из папье-маше изготовили тюменские мастера. Те, что все выходные работали в другом музее.

Дарите учителям цветы

Где еще расположиться тюменским мастерам, если не на территории усадьбы известного промышленника, владельца чугунолитейного завода Николая Машарова? Он и сам был человеком, умеющим работать руками. В выходные на территории усадьбы проходят мастер-классы, а тюменские мастера продают результаты своего «пандемийного труда» — так начинается второй ремесленный сезон. Продлится он до октября.

Умелые руки покоя не знают. Мастерицы из квилт-клуба «Сибирская палитра» зря времени не теряют и в перерывах между покупателями вышивают на ткани крестиком осенние листья — погода вдохновляет. Хотя не у всех мастериц сентябрь ассоциируется с желтеющими листьями. Анна Глазунова, яркая, улыбчивая женщина в красном платке на голове и несколькими рядами деревянных бус на шее, считает начало осени самым цветущим временем года.

— В моей трудовой биографии было три года, когда 1 сентября цветы заполняли все пространство и емкости. Стояли в ведрах, банках и в вазах на подоконниках, столе, везде, — вспоминает Анна Глазунова, руководитель «Сибирской палитры». — Астры всех цветов, пахучие бархатцы, великаны гладиолусы, хризантемы и чайные розы — маленькие, но ароматные. Это море цветов было давно, когда я была учителем в школе N 62. Я хочу сказать — дарите учителям цветы! Это сказка. Eсли не хотите настоящие, может, это будет текстильная брошь-цветок? Я как раз такие делаю.

А еще Анна Глазунова мастерит текстильные корзинки, лоскутные одеяла, модные эко-мешочки и многое другое. Второй ремесленный сезон представляют также мастера кожевенного дела, резьбы по кости и рогу, современных детских игрушек, стекольного дела и изделий из бересты. Познакомиться с ними можно будет и на следующих выходных. Вход свободный.

Карта сокровищ

Помните французскую комедию «Амели»? Прекрасная Одри Тоту сыграла девушку, что любила маленькие радости: опускать руку в мешок с фасолью, пускать «блинчики» по воде канала Сен-Мартен… А еще любила загадки. Так, она отправила своего возлюбленного Нино путешествовать по подсказкам-загадкам, каждая из которых открывала ему что-то новое. Eсли вы когда-нибудь хотели оказаться на месте Нино и путешествовать по таким подсказкам, то «Контора пароходства» предоставит такую возможность. Мультицентр подготовил аудиоэкскурсию по той части города, что раньше была пристанью.

Подсказки можно получать от чат-бота в Телеграм, его зовут моряк Мартин. Первое, что Мартин просит, подняться по лестнице у Масловского взвоза. И тут же одаривает загадкой — почему бывший пакгауз пристани «Тура», где теперь живет семья художников Брусенцовых, когда-то был берлогой?

— В этот дом мы заехали почти сорок лет назад. В тот год ему уже было 110 лет — солидный возраст. Хорошо помню наши впечатления, когда мы только зашли: холод, голые стены, нет электричества, все мусором забито. Поэтому сразу заселиться не смогли, заселили туда медведей, — вспоминает Юрий Брусенцов, глава семейства, его голос записан на аудио. — Да-да, двух медвежат. Позже они нашли новый дом в шапито, а мы начали обустраивать семейное гнездышко. Так и получилось — от берлоги до русской усадьбы.

Пока сам Юрий Витальевич говорит у меня в наушниках, кто-то из его 12 детей отдыхает на территории усадьбы. Девушка уткнулась в телефон и сложила ноги по- турецки на стуле.

— Когда-то старинный дом был практически в зарослях леса, здесь царило уединение и тишина. А теперь он в самом центре города, у всех на виду, — рассказывает в наушниках Брусенцов.

Но, кажется, его обитатели к вниманию привыкли. Вот и девушка подняла голову от телефона и улыбнулась мне.

Я же, следуя подсказкам Мартина, поднимаюсь по лестнице, поворачиваю налево и заглядываю через забор в заброшенный на первый взгляд двор. В этом непримечательном и укрытом от посторонних глаз месте я оказываюсь впервые. Виртуальный моряк просит меня найти надпись на стене «Я люблю тебя, Вова». И я нахожу. Мартин рассказывает мне, что надпись посвятили одному из жителей этого двора — Вова недавно ушел в армию, а его девушка написала ему признание. В моих наушниках начинает говорить старая женщина, бабушка Вовы, будто бы и сейчас живущая в этом доме. Я сажусь на крыльцо, опираюсь спиной на признание в любви и слушаю о том, чем жил когда-то этот двор. Какие песни тут звучали под патефон и гитару, какие люди здесь жили.

Новые выставки ждут посетителей и в музее имени Словцова, и в археологическом музее-заповеднике на озере Андреевском, и в музее «Россия — моя история». А главное, ждут нашей реакции работники музеев — ведь они действительно очень старались.

ФОТО АВТОРА И АННЫ ГЛАЗУНОВОЙ

***
фото: Экспонат из XIX века в музее Колокольниковых;Анна Глазунова;Мастерицы снова в деле.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта