Никто не мечтает стать коллектором
Павел (имя героя изменено по его просьбе) показывает мне разваливающийся дом в районе улицы Максима Горького. Eму, коллектору, приходилось заходить в этот дом и просить его обитателей выплатить долги за коммунальные услуги.
— Там даже полов толком нет, дети по земле босыми ногами бегают, — рассказывает бывший коллектор. — А мне надо получить от их родителей объяснение, почему они не платят. Они так и говорят — нечем, и я это вижу, взять с этой семьи нечего. Но это ничего не значит. Eсли компания скажет, мне придется ходить к ним снова и снова…
Наши долги еще недавно выкупали без нашего ведома. Сегодня мы должны банку или государству, а уже завтра частной компании, которая берет на себя обязательство добиться от нас оплаты. Впрочем, до крайностей доходит редко, обычно коллекторы давят психологически. Звонят с разных телефонных номеров десять раз в день, в том числе рано утром и ночью, атакуют телефоны родственников, пишут «должник» на дверях и просто регулярно наведываются поговорить. Методы у них действенные. Выкуп долгов для некоторых финансовых компаний считается одним из самых лучших способов быстро заработать.
Павел из тех коллекторов, чьей задачей было разговаривать с глазу на глаз. Точнее, он сопровождал девушку, которая информировала жильцов о задолженности и клеила им на дверь трудно стираемые наклейки с надписью «должник!» То есть он выступал в качестве охраны, ведь далеко не все должники готовы мирно выслушивать претензии коллекторов. Случались и попытки подраться, особенно, если должник оказывался нетрезв. Впрочем, по словам самого Павла, они, скорее, спасались от таких агрессивных должников, чем пытались помериться с ними силой.
— Больше всего меня удивляли квартиры в очень богатых домах и их владельцы, которые накапливали по 100-200 тысяч долга, — признается Павел. — К ним мы тоже ходили. Правда, попасть в такие дома непросто, даже во двор пройти. Но они если и открывали, то общались высокомерно, будто я попрошайничаю.
Павел вспоминает о работе коллектора неохотно. Несмотря на то, что совершать незаконных действий ему не приходилось, психологически это был самый сложный период в его рабочей практике. Он выдержал полгода и ушел в никуда — лишь бы подальше от этой деятельности. По его мнению, было бы гораздо лучше, если бы все вопросы такого рода решались как-то иначе.
Разработка нового законодательства о коллекторах началась еще в 2016 году. Но наиболее кардинально оно изменилось летом 2020-го.
С 1 июля 2020 года банки и микрофинансовые организации будут обязаны не только уведомить должника о заключении договора с коллекторской фирмой, но и разместить об этом информацию в Eдином федеральном реестре сведений о юридически значимых фактах деятельности юридических лиц. Включению в реестр будет подлежать информация о кредиторе, сведения о должнике, сведения об организации — коллекторе. То есть должник, получив обычное или электронное письмо от коллектора, смс или телефонный звонок, сможет самостоятельно проверить, насколько легально работает с ним данная коллекторская организация.
Были отрегулированы и некоторые ограничения по взаимодействию с должниками. Например, коллектор может беспокоить должника только с 8 утра до 22 часов вечера в будние дни и с 9 утра до 20 вечера в выходные и праздники. Звонить он имеет права с одного номера телефона, чтобы легко было отследить, соблюдается ли законодательная норма. Встречаться лично с должником коллектор сможет только один раз в неделю. Звонить один раз в сутки и восемь раз в месяц. Родственникам, если те не выступали поручителями, звонить вообще не имеет права.
Возникает вопрос, а что если речь идет о злостном неплательщике, который и мог бы, да принципиально не выплачивает долги? У коллекторов остается несколько законных способов борьбы с ними. Подать заявление на банкротство неплательщика, обратиться в суд, передать документы приставам, и уже они займутся взысканием. Но на практике эти меры воздействия коллекторы применяют редко. Почему?
Как пишет финансовый консультант Алексей Жумаев: «Обычно коллекторам передают в работу долги, уже взысканные через суд либо с истекшим сроком давности. Особенно интересен второй вариант. Eсли микрофинансовые организации или банки вовремя не обратились в суд, пропустили срок исковой давности (три года), они дешево продают долг коллекторам, чтобы получить хотя бы часть долга (для отчетности перед собственниками банка и ЦБ). По просроченному долгу не запрещено подавать иски, однако по ходатайству должника суд откажет во взыскании. Когда обращение в суд уже бессмысленно, коллекторские компании используют иные варианты воздействия на неплательщиков».
И способы эти различны. Иногда коллекторы не гнушаются угрозами и ложью. Обещают забрать имущество у родственников, завести уголовное дело и давят на должника иными способами. Каждый такой разговор стоит фиксировать на звукозаписывающее устройство — пригодится в суде. Eсли коллектор превышает допустимую норму звонков, у мобильного оператора можно запросить уточнение по количеству входящих вызовов.
Eсли коллекторы наседают, абсолютно законным ответом будет: обращайтесь в суд или передайте документы приставам, буду платить по закону.
Как показывает практика, и самим нанятым коллекторам такая работа бывает в тягость. Так что решить спор законным путем — лучший вариант для каждого.